Находки Татарского кургана

Татарский курган (Ирбитское городище). Окраина Ирбита, современное фото

Татарский курган (Ирбитское городище). Окраина Ирбита, современное фото
Богата историческими загадками ирбитская земля. Более трех сот лет назад город славился на всю страну своей ярмаркой, соединявшей торговые потоки Сибири и Московии.

Вид на Общественный сад, Татарский курган и часовню. Открытка начала 20 века

Вид на Общественный сад, Татарский курган и часовню. Открытка начала 20 века
Наиболее известной археологической находкой этой земли является бронзовая фигурка бегущего лося, найденная на Ирбитском городище – еще более древнем меновом торге Евразии.

Старые подъездные пути к кургану, фото из архива авторов

Старые подъездные пути к кургану, фото из архива авторов
Бляшке больше полутора тысяч лет, она изображает, казалось бы, обычное скачущее животное (оленя или лося). Но есть много загадочного в самом изображении. Древние степняки чаще всего изображали образ бегущего оленя. …Мастер-литейщик, живущий в лесной глуши, переосмыслил по-своему этот степной образ и изобразил не скачущего оленя, а таежного лося с его характерным грузным телом, лопаткообразным рогом и серьгой. А ноги лося соединены в виде идущей под брюхом полосы. Именно так воспринял мастер обычный для степных изображений прием передачи ног. Сбоку на лосе изображены две овальные, сердцевидной формы личины с глазами, выполненные точно в такой же манере, что и изображение на Томской скале-писанице. Причем, несмотря на их миниатюрные размеры, они передают все особенности техники нанесения рисунка по камню: двойные линии, обрисовывающие овал лица, обозначают края выбитого пространства. Очевидно, эти личины были заимствованы с сюжетов писаниц мастером, которому они были близки и понятны по содержанию. Фигура эта датируется серединой I тысячелетия до н.э. (Окладников, Мартынов).

Бронзовый лось. Находка из Ирбитского городища.  Юдинская культура, 5-6 век н.э.

Бронзовый лось. Находка из Ирбитского городища. Юдинская культура, 5-6 век н.э.
Иногда телята крупного рогатого скота рождаются не с четырьмя конечностями, а с пятью. В таком случае лишняя конечность ампутируется. Еще в относительно недавнее время, когда летом колхозные стада крупного рогатого скота паслись на пастбищах, можно было изредка увидеть таких телят с культей от отрубленной лишней ноги. И культя отрубленной задней конечности выглядит именно так, как на бронзовой фигурке лося, найденной на Ирбитском городище.

Окрестности Ирбита. Скородум

Окрестности Ирбита. Скородум
Но лось никогда не был домашним животным, хотя легко приручается. Таким образом, такая ампутация лишней конечности исключается. Однако если обратиться к финно-угорской мифологии, то в ней есть сюжет об ампутации лишних конечностей у лося. Известный российский историк В. Петрухин в своей монографии «Мифы финно-угров» пишет: Небесное происхождение (наряду с медведем) приписывается в финно-угорской мифологии также лосю: некогда он имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать лося с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе: Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяды – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. При этом лося он заклял, чтобы зверь уставал и позволял обычному охотнику догнать себя хотя бы на второй день.

Дворовые постройки. Музей народного быта

Дворовые постройки. Музей народного быта
Отметим, что мастер, отливший бронзового лося, был угром, то есть должен был знать миф о происхождении охоты. При этом, согласно другому изложению этого мифа, в первой охоте участвовали два человека – охотника сопровождал его тесть, – с чем, возможно, связано то, что на лосе изображены две личины. Но должны же быть и другие свидетельства, указывающие, хотя бы косвенно, на Ирбитское городище как место, связанное с охотой, дикими животными и охотничьими трофеями.

Ирбит купеческий. Здание Ирбитского госмузея изобразительных искусств

Ирбит купеческий. Здание Ирбитского госмузея изобразительных искусств
В дореволюционное время на Татарском кургане (Ирбитском городище) стояла часовня, посвященная святому Власию Севастийскому – покровителю домашних и диких животных. Причем на весь Ирбитский уезд было всего две Власиевских часовни, и одна из них «случайно» стояла там, где будет найдена бронзовая фигурка лося.

Птицевидный идол. Юдинская культура. Экспонат Ирбитского музея народного быта

Птицевидный идол. Юдинская культура. Экспонат Ирбитского музея народного быта
И последнее, Ирбитское городище (Юдинской культуры) было местом древнего менового торга Евразии. Очевидно, что видное место на древнем торге занимала пушнина – основное богатство легендарной Биармии (Перми) и Югры. Юдинская археологическая культура считается колыбелью мансийского этноса (Викторова). Таким образом, всё сводится к общему знаменателю – охоте. Конечно, это только гипотеза. Но она дает Ирбиту серьезное конкурентное преимущество. Русский религиозный мыслитель Николай Федоров писал, что «мифология не басня, а истина, действительность» . Для ирбитчан миф о зарождении охоты как искусного мастерства и промысла на этом месте – истина, следование которой вело к процветанию этой земли.
автор Михаил Смердов

Основатель и руководитель Ирбитского музея народного быта. Учредитель туристского агентства ООО «Орбита».  Депутат Городской думы МО город Ирбит.

Основатель и руководитель Ирбитского музея народного быта. Учредитель туристского агентства ООО «Орбита». Депутат Городской думы МО город Ирбит.
автор Алексей Еремин

 
 

Обложка февральского 2021 года номера журнала "Уральский следопыт"

Обложка февральского 2021 года номера журнала “Уральский следопыт”
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами, делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях