Экспедиция П. Палласа на Урал

В 1770 году в один из важнейших регионов России Южный и Средний Урал впервые прибыла научная экспедиция под руководством П. Палласа, целью которой была оценка экономического и ресурсного состояния региона, с точным детальным описанием увиденного. Вдохновителем проекта была наследница Петра Великого – Екатерина II.

Общая карта путешествий экспедиции П.-С. Палласа по Российской империи

Общая карта путешествий экспедиции П.-С. Палласа по Российской империи
За три года до этого императрица Екатерина II изволила совершить путешествие по Волге от Твери до Симбирска. Увиденное настолько её поразило, что она задумала осуществить небывалый по масштабам работ проект. Она решила организовать нескольких специальных экспедиций с привлечением известных учёных, дабы собрать данные по большей части своей империи и затем опубликовать их.
Для подобной грандиозной затеи требовались знающие учёные с разносторонними интересами, энциклопедисты. Поскольку своих научных кадров такого уровня в России ещё было немного, для участия в подобном проекте были привлечены европейские учёные, в основном немецкие. Для участия в многолетних исследованиях в России пригласили одного из известных зарубежных ботаников того времени – шведа Иоганна-Петера Фалька (Johann Peter Falk) (1727-1774), ученика всемирно известного Карла Линнея.

 
Был приглашен и знаменитый Петер-Симон Паллас (Peter Simon Pallas) (1741-1811), один из виднейших светил европейской науки, основоположник многих направлений естествознания. «Иностранные специалисты» составили костяк руководства будущих отрядов экспедиций. Всем проектом было предложено руководить П.-С. Палласу, он и стал его главным действующим лицом.
Шесть лет (1768-1774) на территории от Петербурга до Забайкалья несколько экспедиционных отрядов по единой «методике» собирали данные абсолютно обо всех сторонах жизни местного населения, чтобы в итоге выпустить многотомное описание Российской империи.
После зимовки в Уфе в 1770 году экспедиция прибыла на Южный и Средний Урал – главнейший стратегический регион России и поныне. Узнав объёмы получаемой на местных заводах продукции, дав оценку добываемого тут сырья, его запасов, описание заводов, оценив людские ресурсы, задействованные в их освоении, путей подвоза сырья и вывоза продукции и многие другие вопросы, немцы тем самым «раскрыли» многие, ранее почти неизвестные в Европе экономические аспекты деятельности и существования отечественной промышленности.
По существу, призванные императрицей исследователи подготовили исчерпывающий отчёт о стратегическом потенциале уральской промышленности.

Старый Суксунский завод А. Демидова

Старый Суксунский завод А. Демидова
Тщательно выполняя наказ императрицы, П.-С. Паллас составил 36 описаний больших и малых уральских заводов, среди которых были чугунно-, меде- и сталеплавильные предприятия. Многие из них существуют до сих пор, например, Суксунский, Нижне- и Верхнетагильские, Салдинские, Богословский, Юрюзанский (ныне – Выксунский), Турьинские, Невьянский и Петропавловский (Североуральский).
П.-С. Паллас проехал по дорогам Урала не менее 600 км. Этой области Российской империи исследователь посвятил весь второй том своих трудов.

Современная панорама Суксунского пруда, фото А. Лузенина

Современная панорама Суксунского пруда, фото А. Лузенина
Одним из первых промышленных предприятий той эпохи, которое исследовал П.-С. Паллас, стал «Катав Ивановский завод. Завод сей из всех на Урале заведенных Твердышевских железных знатнейший и самый первый еще в 1757 году построенный, лежит он на возвышенном месте при левом берегу реки Катавы».
Ресурс завода описывается Палласом следующим образом: «Здесь выплавляется ежегодно до двухсот тысяч пудов чугуна и им довольствуются Устькатавские и Симские молотовые. Руда привозится на завод зимой уже обожженная из богатых рудников по ту сторону Юрьюзени (реки Юрюзани) за сорок верст в горе над ручьем. <…> Из ста пудов руды выходит чугуна от пятидесяти до пятидесяти пяти пудов и более. Из того вырабатывают здесь до восьмидесяти тысяч пудов полосного железа, а остальное отвозят в вышеупомянутые молотовые; сии купно со здешней и юрюзанской молотовыми, из коих последняя собственный чугун доставляет, вырабатывают в год до двухсот тысяч пудов полосного железа, которое не последней доброты.
Катав Ивановское железо отвозят санями в Усть-Катавский завод, построенный вновь при устье реки Катавы отсель верст за двадцать, где построены пильная мельница, три молотовые с горнами и до ста двадцати домов; весной же, нагрузив на построенные там суда до шести тысяч пудов на каждое и отворив на сих трех заводских прудах шлюзы, отправляют далее».

Молотовая на железноделательном заводе. Гравюра 17 века

Молотовая на железноделательном заводе. Гравюра 17 века
Ничуть не отличается по своему «стратегическому» значению поездка П.-С. Палласа на Юрюзанский завод. «В полдни (22 мая 1770 г.) поехал я через Катавскую плотину в Юрьюзенский (Юрюзанский) завод. На другой стороне Катавы поблизу находятся ямы, из коих известковый для заводу достают камень и весьма прочную из того жгут известь. <…> Юрьюзенский завод выстроен в 1758 году и получил свое название от реки Юрьюзени, которая при заводе запружена плотиной. <…>
Заводские строения поставлены на низком левом берегу плотины, прочее же жилье числом до ста двадцати, каменная церковь и заводская контора лежат на плоском бугре. <…> Сверх того построена ветряная мельница. Строения заводские суть: доменная такой же величины, как и Катавская, но не так скоро плавит и в сутки не более дает ста восьмидесяти пудов чугуна; две молотовые, в коих пять молотов, и один плющильный молот для плющения жести, которую здесь лудят, а в Катавском из оной различную делают утварь. Есть еще особливая якорная кузница, где делают большие молоты, два простые кузнецкие горна и обжигальная печь, а сверх того хотят здесь и все прочие здания выстроить из кирпича.
Здесь и в Усть-Катаве строют плоскодонные суда, коломенками называемые, на коих уральское железо отвозят по Юрьюзене в реку Уфу по ней в Белую и наконец в Каму и Волгу. В обеих сих местах не более нагружают на каждое судно как шесть тысяч пудов».
Было подсчитано, какова производительность и Саткинских заводов: они «могут изготовить ежегодно гораздо более ста тысяч пудов полосного железа. Зимой отвозят оное за 35 верст к пристани над рекой Ай, где небольшая плотницкая деревня и плотбище основано, а оттуда весной во время большой воды по реке Ай отплывают известные плоскодонные суда».

Старинная доменная печь Юрюзанского завода (XVIII век, Южный Урал)

Старинная доменная печь Юрюзанского завода (XVIII век, Южный Урал)
П.-С. Паллас отметил и месторождение, откуда на заводы поставляют сырьё: оно добывается «из лежащего между Саткой и Юрьюзеньей рудника (Карельский рудник). Она [железная руда] очень хорошая и дает <…> почти половину своего веса чугуну, который более третьей части под молотом не теряет и в плавке требует только маленькой прибавки белого и сухого или песканистого известкового рухляку. Приготовляемое из онаго полосное железо довольно мягко, так что и без раскаливания пробу выдерживает и так в продажу отпускается».

Рисунок-карта Суксунского завода первой половины XVIII века

Рисунок-карта Суксунского завода первой половины XVIII века
Мы видим путь экспедиции П.-С. Палласа по Уралу и убеждаемся в его пристальном внимании к уральским заводам, обеспеченности их сырьём и рабочей силой, качеству сырья и особенностям выплавки металла, путям вывоза продукции и многому другому.
Помимо сведений о стратегических уральских заводах, в описании экспедиции П.-С Палласа дана исчерпывающая информация о российских укреплённых линиях – своеобразной системе охраны и обороны границ и приграничных районов, заключавшихся в возведении укреплений сторожевых оборонительных, кордонных, береговых линий и засечных черт на окраинах Российского государства, существовавших в XVI-XIXвв. для защиты внутренних территорий страны от нападений извне.

Молотовая на железноделательном заводе. Гравюра 17 века

Молотовая на железноделательном заводе. Гравюра 17 века
Система укреплённых линий получила преимущественное развитие на южных и юго-восточных рубежах. Для нас особенно важно, что такие линии существовали от Заволжья через Южный Урал и далее по югу Западной Сибири. Немецкий путешественник подробно изучил их особенности – откуда начинаются и расположение, протяжённость, состояние дорог и расстояние между укреплениями, типы укреплений, численность и занятия населения в каждом укреплённом объекте и другие вопросы, связанные с их деятельностью.

На демидовском Ницинском заводе

На демидовском Ницинском заводе
Учитывая, что владения Российской империи на Южном Урале располагались вблизи границ с кочевыми «киргизцами»-захватчиками, образованные тут русские поселения и промышленные предприятия требовали надёжной защиты. Как и в пограничной области империи, лежащей западнее, тут были заложены «крепостцы». Приведу одно из самых кратких описаний такой «крепостцы»: «Крепость Чебаркульская положение свое имеет на высоком и выпуклыми камнями израженном берегу, на северо-восточной стороне залива озером Чебаркулом производимого.
Она обнесена деревянной стеной, рогатками, надолбами и имеет для проезда две башни с присовокупленными раскатами для пушек. Жилья здесь более двухсот шестидесяти домов, а казаков снарядных, управляемых атаманом, есаулом и сотником, до трехсот пятнадцати человек. В крепости имеются две деревянные церкви, одна летняя, одна зимняя». А вот описания живущих по р. Уралу в «сторожках» и «крепостцах» казаков, их занятий и быта, обеспеченности питьевой водой и пр. занимают десяток страниц.

Екатеринбург начала XIX в.

Екатеринбург начала XIX в.
Интересно, что по завершении экспедиции её материалы были опубликованы. Но и тут мы находим немало удивительного. Впервые они увидели свет в Германии. Но тут возможны две причины – либо потому что труды экспедиции писали немцы, составлявшие основной костяк исследователей, на своём родном языке, либо для того, чтобы Европа первой (ещё до России) познакомилась с данными, касающимися экономического, а значит, и стратегического потенциала России.
Для европейцев такие сведения во многом загадочной и пока ещё мало известной России были очень важны, ведь после правления Петра Iнабирающая силу Российская империя могла представлять потенциальную опасность и стать конкурентом могущественных стран на континенте. Ведь почти за четверть века, прошедшие со времени многолетней экспедиции П.-С. Палласа до 1812 года, до наполеоновского нашествия, Россия участвовала не менее чем в 15 больших и малых войнах, правда, выйдя из них победительницей.

Екатеринбург и его окрестности в первой половине XVIII века

Екатеринбург и его окрестности в первой половине XVIII века
Будучи находящимися в глубине России, не менее чем в двух тысячах с лишним километров от границ Европы, уральские заводы производили оружие победы, и без них уже Россию нельзя было представить. Но реальных представлений о них у европейцев было недостаточно.
Такую практику сбора стратегически важных сведений в те времена использовали многие страны. В их числе была и Российская империя. С конца XVIII и в XIX вв. Россия озадачилась проблемой получения исчерпывающих сведений о своих окраинах и граничащих с ней государствах. В XIX в., например, такую информацию собирал Генеральный штаб. Приведу один известный пример. В 1860-1880-е гг. усилиями знаменитого путешественника и учёного Н.М. Пржевальского, выпускника академии Генерального штаба, в России многое узнали о нашем восточном соседе – Китае.
автор Николай Вехов

Кандидат биологических наук. Занимается исследованиями в области истории и культуры Русского Севера, русских путешествий и путешественников. Участник многочисленных экспедиций. Автор более 600 научных и научно-популярных работ. Давний автор «Уральского следопыта». Живёт в Москве.

Кандидат биологических наук. Занимается исследованиями в области истории и культуры Русского Севера, русских путешествий и путешественников. Участник многочисленных экспедиций. Автор более 600 научных и научно-популярных работ. Давний автор «Уральского следопыта». Живёт в Москве.

Обложка январского 2021 года номера журнала "Уральский следопыт"

Обложка январского 2021 года номера журнала “Уральский следопыт”
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите ” 👍 ” и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях