Северный Урал – многонациональный край с богатыми культурными традициями. Среди многих национальностей проживают представители коренного малочисленного северного народа манси.

Манси – значит «человек»

Манси (вогулы, вогуличи) – малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, севера Свердловской области и Пермского края. Согласно данным переписи населения 2010 года, общая численность манси составляла 12 269 человек. Ближайшими их родственниками по языковому признаку являются ханты. Разговаривают манси на своем мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60% используют в обиходе русский язык.

Пос. Тресколье

Пос. Тресколье
Эндоэтноним (самоназвание) манси означает «человек» и восходит к прафинно-угорскому слову *man´c´з «мужчина, человек». Существуют различные диалекты мансийского языка: сосьвинский, пелымский, нижнекондинский, тавдинский, нижнелозьвинский, среднелозьвинский, верхнелозьвинский, вагильский. Название «вогул» до сих пор иногда употребляется в других языках, например, немецком – Wogul, wogulisch.

 
Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется до сей поры.

Ивдельский историко-этнографический музей им. И.Е. Уварова

Ивдельский историко-этнографический музей им. И.Е. Уварова
Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты манси с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. В XVI веке мансийский князь Асыка совершал походы на Вымское и Великопермское княжества, но в 1483 году был окончательно разбит объединенным устюжанско-пермским войском под командованием московских воевод Ф.С. Курбского-Черного и И.И. Салтыка-Травина, вблизи своей столицы – Пелымского городка. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, манси постепенно вытеснялись на север и восток. После обращения в христианство уже настало время частичной их ассимиляции.

 
В настоящее время на Среднем Урале памятниками тех времен остались многочисленные географические названия: речки Вогулки, Вогульские пещеры, камни и т.д. В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи поселка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, по мнению краеведов, было капище (языческое святилище) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Одежда охотника-манси (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)

Одежда охотника-манси (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)
Сейчас у манси также сохраняется богатый фольклор и развитая мифология, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники), а также традиционный шаманизм.

Обычаи отличаются

Манси делятся на две группы (племени): Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Ранее браки заключались только между представителями противоположных групп: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Племя Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а Мось – потомки угров. Предком племени Пор считается медведь, а Мось – женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Детская одежда манси (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)

Детская одежда манси (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)
Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику ведения боя. У них выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.
В народном искусстве основное место занимает орнамент. Это геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистых линий и т.д.

Шапка шамана (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)

Шапка шамана (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)
Рыболовство наиболее было распространено на Оби и Северной Сосьве. Ловили достаточно большой перечень промысловых рыб, в том числе уже ставших редкими осетра, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка.
В верховьях Лозьвы, Ляпины, Вишеры, Северной Сосьвы было широко распространено оленеводство, заимствованное у хантов в XIII-XIV веках. При этом сотрудник Института истории и археологии Уро РАН г. Екатеринбург И.В. Абрамов отмечает, что упряжное оленеводство сосьвинско-ляпинскими манси заимствовано у ненцев, которые кочевали в Ляпинской волости в XVII-XVIII веках.

 
Большое значение в быту у манси имел сибирский кедр. Также распространены были изделия из бересты – короба, туеса, простейшая мебель и т.д. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами обнаружено большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литье. Они достигли определенных успехов в обработке железа, но наибольшее мастерство все же проявилось в обработке дерева.
Для охоты использовали луки, ловушки, самострелы, рогатины. Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) стояли на местах промысла. Поселок обычно населяло несколько больших и малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубные дома; летом – конические берестяные чумы или четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытые берестой; у оленеводов – крытые шкурами чумы. Хлеб пекли в отдельных печах.

 Женская одежда манси (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)

Женская одежда манси (Ивдельский музей им. И.Е. Уварова)
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т.д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов – из оленьей шкуры (малица, гусь) или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). В пищу употребляли рыбу, мясо (вяленое, сушеное, мороженое, жареное), ягоды, кедровый орех. Грибы не употребляли, считая, что они вызывают злых духов. За советские годы быт манси изменился и около 45% сейчас живет в городах.

 
Сегодня основной промысел манси – это охота, рыболовство и сбор дикорастущей продукции. Отличительной чертой характера являются скромность, доброта и в чем-то детская наивность. Этим нередко пользуются ушлые туристы или местные браконьеры.
Блага цивилизации не на благо

Мастерская музея

Мастерская музея
По последним данным, на территории Свердловской области проживает всего 137 человек манси. Что же произошло, что этот народ оказался на грани вымирания? «Блага цивилизации» здесь сыграли с ними злую шутку. Отход от традиционного уклада жизни, разбавленный крепким алкоголем, сделал их беспомощными в нашем «цивилизованном» мире.

 
Северо-уральская земля стала своеобразной «Меккой» для туристов на Перевал Дятлова, где произошли трагические события, обросшие различными вымыслами и тайнами. При этом представители манси часто приглашаются в качестве проводников. В этом случае крайне важно, чтобы туристы соблюдали определенные правила общения с ними, в первую очередь не предлагали алкоголь, так как для них это вопрос «жизни и смерти». В печати уже озвучиваются предложения о признании этой территории заповедной и предлагается сделать официальный туристический маршрут до Перевала Дятлова. В этом случае многие проблемы могли бы решиться, так как аборигены были бы при работе, работая гидами, а эти земли были бы защищены от браконьеров.

Не бросить на произвол судьбы

В регионе для манси реализуются программы социально-экономического развития, финансируемые из федерального, регионального и муниципального бюджетов. К примеру, в 2020 году программа называется «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера манси», рассчитанная на 2020-2025 годы. По этой программе приобретаются снегоходы, путевки в лагерь для детей во время каникул. В поселке Ушма два года назад по такой программе сделали капитальный ремонт десяти домов (положили утеплитель, обшили внешние фасады сайдингом, а внутри переложили печи и полы).

п. Ушма

п. Ушма
Также власти пытаются поддерживать желание манси получить знание родного языка. Поэтому в школе-интернате в п. Полуночное есть учитель, которая приезжает заниматься с детьми из Ханты-Мансийского автономного округа. Крупные промышленные предприятия, которые на территории Ивдельского городского округа занимаются недропользованием, также не остаются в стороне. Предприятиями завозятся продукты в периоды половодья, одной семье установлена спутниковая тарелка для интернета (потому что ребенок учится на «удаленке»), поставляют предметы быта (посуду, насосы, шланги, инвентарь для промыслов). Планируется доставка ГСМ для снегоходов и генераторов.

Есть ли будущее у народа?

Есть ли будущее у народа?
На базе школы-интерната в п. Полуночное пытаются создать центр национальных и культурных проектов. Накануне учебного года дети будут обеспечены постельным бельем, одеждой, школьными принадлежностями. Ребята, которые обучаются в учреждениях профессионального образования в Ивделе и Краснотурьинске, будут материально поддержаны (востребованы специальности фельдшер, сварщик, водитель, егерь, машинист горной техники). Затем, по их желанию, оказывается помощь в трудоустройстве недалеко от мест проживания, в том числе и на предприятия компании.

 Вид на хребет Ошь-Нер с горы Тумпкапай

Вид на хребет Ошь-Нер с горы Тумпкапай
Много это или мало – решать самим манси, но хотелось бы, чтобы они отнеслись к этой помощи с уважением.
Кто-то спросит: «А при чем здесь заповедник «Вишерский»?» А при том, что в этом случае люди, не брошенные на произвол судьбы, не будут смотреть в сторону заповедной территории с целью обеспечить себе скудное существование! В этом у заповедника самый прямой интерес.

 
Одним из обычаев «лозьвинских» манси является проведение Медвежьего праздника. В этом случае гуляния устраивают по случаю добычи зверя. Суть праздника в том, что приглашаются все манси с ближайших поселков и ритуальным образом съедается мясо и мозг, а череп остается на хранение. Но медведя они бьют только в случае, когда косолапые начинают хулиганить или несут определенную опасность.
  • Оригинал статьи размещен в январском номере журнала Уральский следопыт за 2021 год, вкладка “Уральский меридиан”
автор Сергей Зимин

Биолог-охотовед. С 2017 года работает в ФГУП "Государственный природный заповедник "Вишерский". Занимается изучением охотничье-промысловых млекопитающих

Биолог-охотовед. С 2017 года работает в ФГУП “Государственный природный заповедник “Вишерский”. Занимается изучением охотничье-промысловых млекопитающих

Обложка январского 2021 года номера журнала "Уральский следопыт"

Обложка январского 2021 года номера журнала “Уральский следопыт”
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите ” 👍 ” и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях