символ эпохи местных воздушных линий (МВЛ) вертолёт Ми-4

символ эпохи местных воздушных линий (МВЛ) вертолёт Ми-4
Аэродром II класса, площадью 40х30 км, находится в 20 км от города Екатеринбург и в 5 км южнее аэропорта Кольцово. Он принимал самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ан-12, Ан-74, Як-40, Як-42, Л-410 и другие более легкие самолеты, а также вертолеты всех типов. Ныне он не обслуживает регулярные рейсы.

В 2012 году аэропорт был закрыт и исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов. Но продолжал использоваться как вертолетная площадка в нуждах силовых структур и Уральского завода гражданской авиации УЗГА.

Из курсантов в Герои

История аэродрома Арамиль уходит в 1920-е годы. Так, первый самолет был принят в 1923 году, хотя есть данные, что «Илья Муромец» произвел посадку в Арамили еще в 1920 году. С 1928 года выполняются отдельные полеты в Магнитогорск.

Историческая справка

Город Арамиль был основан Михаилом Сарапульцем в 1675 году за несколько десятилетий до Екатеринбурга. Почему Арамиль? Версии: «ареме» – заросли мелкого кустарника вдоль реки, «арам» – печаль, а «иль – родина, «арямалс» (татарск.) – река с поймой, заросшей лиственным лесом и кустарником. Но якобы была и дочь знатного башкира по имени Арамиль, она была похищена. Отец долго ее искал вдоль реки, река была названа Арамилкой, а селение – Арамилью.
В начале 1930-х годов аэродром Арамиль является базой школы пилотов ОСОАВИАХИМа, а в дальнейшем – Свердловского аэроклуба. В начале Великой Отечественной войны в 1941 году летно-технический состав аэроклуба из города Нижний Тагил вместе с самолетами У-2 прибывает на аэродром Арамиль. Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолеты У-2 были переоборудованы в боевые легкие бомбардировщики. Летный состав прошел переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Сформирован 698-й легкобомбардировочный авиаполк. В том же 1941 году полк направляется защищать Москву. Арамильцы вошли в состав 50-й армии ВВС. В дальнейшем летчики и техники из Арамили переучились на самолет Ил-2.

командно-диспетчерский пункт аэродрома, отсюда производилось управление движением самолётов

командно-диспетчерский пункт аэродрома, отсюда производилось управление движением самолётов
11 бывших курсантов аэроклуба Арамили в годы войны стали Героями Советского Союза. Григорий Андреевич Речкалов, бывший электрик Арамильского мельзавода № 4, закончил войну дважды Героем. Он сбил 61 фашистский самолет. В селе Зайково близ Ирбита создан музей Речкалова. В районе аэродрома Арамиль во время испытания реактивного самолета 27 марта 1943 года разбился летчик Григорий Бахчиванджи.

Испанские летчики, отряд поисковиков

В начале войны на аэродромах Арамиль и Кольцово шла подготовка испанских летчиков для особой задачи, известной только Сталину. В качестве материальной части были выбраны немецкие самолеты, закупленные Советским Союзом у Германии в 1940 году.

аэронавигационная карта аэродрома

аэронавигационная карта аэродрома
13 сентября 1941 года на аэродроме Арамиль при взлете потерпел аварию самолет Ю-88А, пилотируемый испанским летчиком Мануэлем Веласкесом Леоном. Самолет предназначался для ведения воздушной разведки. Испанские летчики имели перерыв в полетах. После тренировок в Москве на другом типе самолета они продолжили подготовку на немецких самолетах в Арамили. Создавалась 187-я отдельная разведывательно-корректировочная эскадрилья. Мануэль Веласкес Леон выполнял первый самостоятельный вылет на этом типе самолета. И неудачно. На разбеге при выполнении взлета не выдержал направление и столкнулся с самолетом У-2. Оба самолета загорелись. Леон получил тяжелые ранения и ожоги. Испанские пилоты не выказывали большого желания к освоению немецких самолетов. Эксперимент пришлось прекратить. Испанцам хотелось сражаться на самолетах-истребителях.

памятная стелла участникам войны

памятная стелла участникам войны
После войны с января 1946 года на аэродроме базируется 142-я Отдельная Смешанная Авиационная Эскадрилья. Позднее, в 1977 году, она переведена на соседний аэродром в Кольцово. В Арамили до 1987 года была транспортная авиаэскадрилья войск ПВО. Там она просуществовала до 1998 года. С аэродрома Арамили в Ивдель на Ан-2 вылетел в полном снаряжении первый отряд поисковиков по обнаружению группы Дятлова, студенты УПИ: Вадим Брусницын, Стас Девятов, Юрий Коптелов, Вячеслав Кротов, Владимир Лебедев, Владимир Стрельников, Вячеслав Хализов, Михаил Шаравин. На аэродроме Арамиль проходил подготовку разведчик Олег Кривопалов.

Уникальные полеты

В 1985 году из аэропорта Уктус Свердловска прибыла на постоянное базирование пассажирская авиация. Было четыре эскадрильи Ан-2, в каждой по 25 экипажей. Всего было порядка 100 самолетов, имелись еще вертолеты Ми-8 и Ми-2. Самолетами Ан-2 ежедневно выполнялись 55 рейсов в 33 аэропорта Свердловской области. Были специальные рейсы, выполнявшиеся вертолетами Ми-2 и Ми-8. В том же году был введен в эксплуатацию новый аэровокзал. Это здание построено в стиле конструктивизма и отлично выглядит. К сожалению, после переноса аэропорта Уктус в Арамили стало постепенно сокращаться количество рейсов. Пассажирам стало неудобно добираться до дальнего аэродрома. Они привыкли вылетать из города, с известного Уктуса. У многих стали появляться автомобили для дальних поездок. В итоге в 1991 году ежедневно выполнялось 33 рейса в 25 аэропортов области. Были рейсы в Магнитогорск, Уфу, Москву. В итоге, к лету 1996 года самолеты Ан-2 выполняли лишь 5 рейсов за всю неделю. Количество аэропортов в Свердловской области сократилось до девяти.

из справочника пассажира аэропорта Арамиль

из справочника пассажира аэропорта Арамиль
И все же Ан-24 делали два рейса в Москву и два – в Ханты-Мансийск. В 2003 году доходы авиапредприятия относительно 2002 года выросли на 14%. В 2004 году завершена модернизация здания аэровокзала и усовершенствована взлетно-посадочная полоса, ее длина 1800 метров и ширина 60 метров. Взлетный вес самолетов мог достигать 32 тонн. Было введено новое аэронавигационное оборудование. В планах работа по аэрофотосъемке на Среднем Урале, проведение авиационно-химических работ для нужд сельского хозяйства в Челябинской области, работы в интересах газовой и нефтяной отрасли промышленности Уральского региона, осуществление заказов «Тюменьтрансгаза». Экипажи самолетов и вертолетов аэродрома Арамиль были востребованы постоянно. Вертолетчики Арамили ценой своего здоровья выполнили мужественную, точнее, героическую работу по локализации аварии на Чернобыле. Выполнялись полеты для нужд Центра медицины и катастроф. Пилоты Арамили выполняют авиационную охрану лесов от пожаров.

справочная схема и расписание движения самолётов в зале аэропорта

справочная схема и расписание движения самолётов в зале аэропорта
До 2007 года количество рейсов на местных авиалиниях сохранялось и даже увеличилось количество аэропортов до 14, куда летали самолеты из Арамили. Пассажирские самолеты из Арамили Ан-74 и Як-40 были замечены на международных авиалиниях. В 2010 году парк самолетов гражданской авиации Арамили состоял из шести типов воздушных судов, а именно: Ан-2, Як-40, Ан-74, Пилатус и вертолеты Ми- 2 и Ми-8. Экипажи Ан-2 выполняют уникальные полеты по доставке грузов в отдаленные территории Свердловской области, доставляют почту.
«Стрижи» над Арамилью
Но в 2012 году ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие», находившееся на аэродроме Арамиль, было признано банкротом, в аэропорту остается авиакомпания «Уктус», выполняющая частные, чартерные и VIP-перевозки. Малые перевозки становятся невыгодными. Неприятности шли чередой. В 2011 году при проведении поисково-съемочных работ произошла катастрофа вертолета Ми-8Т.

 
Полет происходил в нарушение задания с огибанием рельефа местности. Необходимая и установленная безопасная высота полета не соблюдалась. Усугубил ситуацию неоправдавшийся прогноз погоды – погода была много хуже. В 2012 году при выполнении полета пропал под Серовым Ан-2. Самолет произвел взлет без разрешения. Строго задают вопрос о контроле за движением воздушных судов. В это же время проданы аэропорты Серов, Гари, Таборы. В эти годы развивается и улучшается система автодорог области. В отдаленных районах входят в эксплуатацию суда на воздушной подушке. Из двух аэропортов Екатеринбурга останавливается Арамиль.

аэродром на топографической карте

аэродром на топографической карте
Взлетно-посадочную полосу стал эксплуатировать УЗГА. 9 апреля 2014 года аэродром передается из ведения Министерства обороны в ведение МВД России при сохранении права базирования на нем военных воздушных судов. Аэродром Арамиль позволил повысить эффективность выполнения МВД России задач по обеспечению общественного порядка, борьбе с терроризмом и преступностью, охране важных государственных объектов Свердловской области, а также снизил нагрузку на федеральный бюджет за счет привлечения ресурсов ОАО «Уральский завод гражданской авиации» для содержания самого аэродрома.
В наши дни над аэродромом Арамиль показательные полеты выполняла группа «Стрижи» на самолетах МиГ-29. Восторга жителей и гостей не было предела. Было ощущение, что все жители города находятся на аэродроме Арамиль.
автор Юрий Ржевский (псевд)

Закончил Свердловскую школу № 104. Образование высшее. Интересуется краеведением.

Закончил Свердловскую школу № 104. Образование высшее. Интересуется краеведением.
Фотографии автора

Обложка январского 2021 года номера журнала "Уральский следопыт"

Обложка январского 2021 года номера журнала “Уральский следопыт”
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами, делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях