Военно-полевая узкоколейка

Ижевск – Гольяны

остатки насыпи у пристани села
остатки насыпи у пристани села

В истории Ижевска есть упоминание об Ижевско-Гольянской узкоколейной железной дороге, соединявшей когда-то город с пристанью села Гольяны на Каме. Для чего строилась эта дорога и как долго она просуществовала?

узкоколейные дороги начала 20 века
узкоколейные дороги начала 20 века
Военно-полевые железные дороги узкой колеи предназначались для переброски войск и их материального снабжения при ведении боевых действий. Они подразделялись на фронтальные – подводящие к линии фронта, и рокадные – пролегающие параллельно линии фронта. Предшественником узкоколейных военно-полевых железных дорог с локомотивной тягой были рельсовые пути узкой колеи, на которых применялась конная тяга. Такие пути использовались, в частности, в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов.
насыпь, современное состояние
насыпь, современное состояние

В период Первой мировой войны как российской, так и неприятельскими армиями было построено множество облегчённых дорог колеи 600 мм, так называемого «дековилевского» образца (от названия французской фирмы «Decauville»). Большинство военно-полевых железных дорог довольно быстро разбиралось после окончания военных действий и переносилось на другое место. Некоторые из этих дорог сохранились и после войны, претерпев реконструкцию и выполняя гражданские задачи, например, линия Новоельня – Любча на территории Белоруссии, которая существовала до 1965 года.

После начала Первой мировой войны в 1914 году резко возрос грузооборот двух ижевских заводов – железоделательного и оружейного, относящихся к военному ведомству России и не имеющих железнодорожного сообщения нормальной колеи с сетью железных дорог страны. Все снабжение этих двух военных заводов велось по реке Каме через пристань села Гольяны, находящейся в 40 км от заводов, гужевым транспортом, что не обеспечивало резко возросшего грузооборота для них. Продукция этих заводов также доставлялась до пристани села Гольяны, а дальше она направлялась речным путем по Каме.

остатки пристани и насыпи, с.Гольяны
остатки пристани и насыпи, с.Гольяны

Для решения этого важного вопроса (в военное время) по указу правительства России было принято решение соорудить временную узкоколейную железную дорогу Ижевск – Гольяны, протяженностью 36 верст. Она была сооружена силами венгерских и австрийских военнопленных в 1915 г. На сооружение дороги была заложена сумма в 619 тыс. рублей. Дорога от Ижевска была проложена через станцию Завьялово, разъезды Федоски и Барашки, до станции Гольяны. Эксплуатировалась дорога солдатами и офицерами русской армии.

использование конной тяги
использование конной тяги

Особенностью этой дороги, выделяющей ее из других, является то, что это была «военно-полевая» узкоколейная дорога, шпалы у которой были металлические, а не деревянные. Сохранились воспоминания пассажира, который летом 1917 года ехал по этой дороге: «Но еще больше запомнился сухопутный железнодорожный путь до Гольян. Он был совсем короткий, всего сорок верст, но, что самое удивительное, узкоколейный..! На этом сорокаверстном участке все время происходили какие-то железнодорожные неприятности, не обошлось без них и тогда. Наш вагон оказался первым от паровоза, площадка была открыта прямо на тендер, там загорелись дрова, и пламя сразу же перекинулось в наш вагон. Вдоль вагонов снаружи тянулась на паровоз веревка к сигнальному колоколу (как у американских поездов), пассажиры принялись исступленно за нее дергать, поезд остановился, пожар быстро потушили, … я не успел испугаться,  было интересно и только. И вообще  эта узкоколейка и подвижной состав  все держалось на честном слове. Ехали мы не слишком резво, и можно было из окна рассмотреть почерневшие от времени и непогод скирды хлеба, стоящие на межах между полями. Папа мне объяснил, что у местных крестьян, вотяков, существует обычай  хранить необмолоченный хлеб в поле, в скирдах, поставленных на большие камни,  мыши боятся холодных камней и не трогают зерно. Так и стоят эти заветные скирды: сын наследует их от отца, отец унаследовал от деда  берегут на черный день» (из кн. Рахмонов Л.Н. «Люди – народ интересный», 1978 г.).

дорога на карте
дорога на карте

Узкоколейная железная дорога упоминается и в хронике событий Ижевско-Воткинского восстания против большевиков в 1918 году: «…Тем не менее 18 августа из наиболее боеспособных час­тей матросов и латышских стрелков под командованием Антонова был создан экспедиционный отряд и направлен на пароходе военной инспекции в с. Гольяны. 19 августа на пароходе состоялся военный совет. Достаточных разведданных не было, но совет решил взять штурмом Гольяны и двигаться дальше по узкоколейной железной дороге в сторону Ижевска. Высадка десанта произошла успешно. Притом батальо­ну латышских стрелков, насчитывающих 500 штыков, 30 сабель и 4 пулемета, под командованием Я.Ю. Рейнфельда довольно легко удалось овладеть Голь­янами. Противник выставил против красных отрядов два бронепоезда, но вскоре был отогнан».

Просуществовала эта дорога около 10 лет, когда после постройки большой железной дороги на Агрыз в 1924 году была разобрана на металлолом

Оригинал статьи размещен в мартовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь www.uralstalker.com/uarch/us/2020/3

Основатель частного музея с. Гольяны,  Завьяловский район, Удмуртская республика

автор Александр Кузнецов

Основатель частного музея с. Гольяны, Завьяловский район, Удмуртская республика

 

 

Иллюстрации предоставлены автором

обложка мартовского 2020 номера журнала "Уральский следопыт"
обложка мартовского 2020 номера журнала “Уральский следопыт”