Малица – это верхняя плечевая одежда исключительно северных народов, в ней ходят на обширном пространстве от Мурманска до Чукотки.

Она очень удобна и практична. Эта одежда максимально соответствует и климатическим условиям высоких широт, и типу хозяйства северных народов (прежде всего, оленеводству). И в этом нет ничего удивительного, поскольку именно на Севере и именно северянами малица и была придумана. Вот только имя «кутюрье» сегодня уже вряд ли отыщешь. Любой, одетый в малицу, – будь то ненец, коми, хант, манси или иной, – будет утверждать авторство именно своего народа. И, как ни странно, окажется прав, ибо этот универсальный и красивый наряд стал результатом долгого творческого процесса изобретения и совершенствования многих северян.

Малицу носят круглый год. Для зимы её шьют из шкур (сейчас, главным образом, – оленьих, а в прошлом нередко и из птичьих), а для тёплого времени года – из тканей. Поверх зимней малицы обязательно надевают чехол из плотной ткани (как правило, зелёного или серого цвета) либо натягивают летнюю модель.

В дальнюю зимнюю дорогу сверху малицы надевают меховой гусь, мехом наружу. Он не только утепляет корпус человека, но и, будучи длинным, закрывает ноги. Надевается малица снизу вверх. По типу кроя это глухая одежда. Шкуры при этом располагаются мехом вовнутрь. Отдельными частями малицы являются капюшон и рукавицы.

Поскольку шов на меховой одежде неудобен и травмоопасен – он может натереть или поцарапать тело, – капюшон кроится вместе со спинкой малицы. А сбоку в недостающие места капюшона вшиваются небольшие клинья. Спереди по овалу лица делается меховая окантовка и пропускается кожаный ремешок, концы которого свисают в виде двух завязок. В случае мороза и ветра затягиванием этого ремешка можно сузить отверстие капюшона и ослабить таким образом воздействие агрессивной внешней среды на человека.

В стойбище оленеводов
В стойбище оленеводов

Рукавицы пришиваются своей тыльной стороной к внутренней стороне рукавов малицы. Это чрезвычайно удобно, поскольку в таком случае утрачивается вероятность утраты рукавиц. А потерять рукавицы при быстром движении оленьей нарты по ухабам зимней дороги совсем нетрудно. Такой случай чреват не только обморожением, но и более серьёзными последствиями. У рукавиц малицы есть одна интересная особенность – разрез на уровне запястья со стороны ладони. Он даёт возможность при необходимости быстро освободить и спрятать обратно кисть руки, не вынимая её из пришитой рукавицы.

Обязательным атрибутом малицы является пояс. Он выполняет четыре функции.

Во-первых, костюмную – регулирует длину малицы, прижимает её к телу, не позволяя ветру задувать снизу.

Во-вторых – портупейную. На поясе закрепляется целый набор жизненно необходимых на Севере предметов – нож (или несколько ножей), абразивный камень, длинная кость для развязывания узлов на морозе, медвежий клык для магической защиты и т.д. Если добавить к этому, что за пазухой оленевода в движении, как правило, лежит запас табака, пороха, спичек, хлеба и даже некоторых других продуктов, которые надо предохранять от замерзания, то такая экипировка позволит человек выжить даже в трудных условиях северной зимы.

В-третьих, декоративную. Украшения на поясе – всевозможные металлические, костяные и роговые нашивки, накладки, подвески – служат главным украшением верхней одежды. Европейцы, столкнувшиеся с жителями сибирского Севера в XVII–XVIII вв., как правило, отмечали их богато украшенные пояса.

В-четвёртых, пояс выполняет представительскую функцию. Украшения играют только декоративную роль, их набор и способ расположения информирует окружающих о родовой принадлежности владельца, его духах-покровителях, семейном положении, социальном статусе и т. д. Это своего рода визитная карточка человека. Правда, сегодня эта функция пояса уже значительно утрачена.

Малица универсальна. Если во время нахождения вне стен жилища она служит одеждой, то во время сна может превратиться в удобный спальный мешок. Нужно лишь развернуть её подолом вверх и всунуть ноги в рукава.

Как важный и стойкий компонент материальной культуры северных народов, малица сегодня не только являет собою пример их адаптации к суровым природным условиям среды обитания, но и продолжает верой и правдой служить человеку, выйдя за границы аборигенных культур на широкое пространство современной жизни.

Оригинал статьи размещен в февральском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь www.uralstalker.com/uarch/us/2020/2

Родился в 1960 году в ХМАО-Югра. В 1994 году поступил в г.Санкт-Петербург в Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Получил высшее образование учителя культурологии и истории. В настоящее время работает лектором-экскурсоводом в Этнографическом музее под открытым небом «Трум Маа». Публикуется в различных изданиях. Член Союза журналистов с 1996 года.

автор Никита Партанов

Родился в 1960 году в ХМАО-Югра. В 1994 году поступил в г.Санкт-Петербург в Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Получил высшее образование учителя культурологии и истории. В настоящее время работает лектором-экскурсоводом в Этнографическом музее под открытым небом «Трум Маа». Публикуется в различных изданиях. Член Союза журналистов с 1996 года.
Обложка февральского 2020 номера журнала "Уральский следопыт"
Обложка февральского 2020 номера журнала “Уральский следопыт”