Наша страна широко известна сетью заповедников, занимающих 1,6% ее территории. Уже более 30 лет я работаю научным сотрудником заповедника “Юганский”, который находится в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Его площадь достаточно большая – около 6,5 тысяч кв. км. Характерной чертой климата нашего региона является долгая многоснежная и морозная зима.

Для специалистов-зоологов это время полевых работ, в ходе которых определяется численность зверей и изучается зимняя экология видов. Подобная работа уже 30 лет ведётся в Юганском заповеднике.
Ежегодно, в феврале-марте, сотрудники заповедника забрасываются в самые удалённые его уголки для проведения зимних маршрутных учётов. В течении двух недель они проходят маршруты, на которых подсчитывают число свежих следов, оставленных обитающими в этих районах животными. Однако, для дальнейших

расчётов по определении численности каждого вида, необходим такой важный компонент, как протяжённость суточного хода – расстояние, которое зверь проходит в течение суток. Этот показатель и определяется в ходе тропления.
Задача исследователя при троплении – найти свежий след зверя и пройти строго по нему, повторяя все изгибы и петли. При движении подсчитывается пройденное расстояние, фиксируется конфигурация суточного хода зверя и отмечаются особенности его поведения, которые можно прочитать по следам на снегу.
До появления GPS-навигаторов суточный ход вытрапливаемого зверя рисовался в блокноте по мере продвижения по следу. Смена направления движения определялась по компасу, а пройденное расстояние измерялось парами шагов на лыжах. Средняя длина пары шагов выявлялась заранее. Навигаторы значительно облегчили тропление: они автоматически подсчитывают пройденное расстояние и сохраняют в своей памяти конфигурацию маршрута. Однако, сам процесс тропления всё равно очень трудоёмкий и для его успешного завершения необходимо сочетание ряда благоприятных факторов, да и удача не помешает!

Наиболее часто на зимних маршрутных учётах в заповеднике отмечаются такие виды, как соболь, лисица, росомаха, ласка, лось, северный олень, белка и заяц-беляк. Самый короткий ход у белки – она проходит по земле всего около 300 м в сутки, в основном передвигается по деревьям. Самый протяжённый суточный ход у росомахи – этот зверь ходит очень широко и может пройти за сутки несколько десятков километров. Остальные виды из нашего списка проходят за сутки в среднем 2-5 км.
На тропление нужно выходить утром, как только под пологом леса станет достаточно светло. Зимний день короток и его не всегда хватает для того, чтобы полностью вытропить суточный ход, например, соболя. Успешность тропления значительно повышает выпавший накануне снег, который заметает многоследицу – различные следы, оставленные зверями в предыдущий период времени. Идеально, когда на тропление выходишь через сутки после хорошей пороши, тогда на снегу, как на чистом листе, отражены только свежие следы зверей, что помогает избежать досадных ошибок при распутывании следов.
Итак, идём тропить соболя. Раннее утро. Мороз -20°С. Температура подходящая, так как в сильные морозы ниже -35 соболь может по несколько дней не выходить из укрытия. Да и нам работать достаточно комфортно, ведь в лесу придётся провести весь световой день. Два дня назад легла пороша, накрыв старые следы зверей и ямки от упавших с деревьев комков снега. Идём в пойму реки, в кедрово-еловый лес, где вероятность встретить свежий след соболя достаточно высока. Однако, сегодня его здесь не было. Переходим реку и пробиваем лыжню через пойму к ближайшему болотцу, и вскоре натыкаемся на свежий след.

Простейший способ определить свежесть следа – это пощупать его руками. Если след рассыпается при малейшем надавливании, то значит, что он «парной», свежий, оставленный недавно. Если дно следа смёрзлось, в той или иной степени, значит след старый. Направление движения зверя, при определенном опыте, легко определяется по углам следовой ямки и направлению выброса из неё комочков снега.
След обнаружен – начинаем тропление. Включаем спутниковый навигатор и с первыми шагами начинаем запись электронного трека, фиксирующего протяжённость суточного хода. Сначала тропим в пяту – идем по следу против его движения, ищем откуда соболь вышел на охоту. След, попетляв по краю болота, круто сворачивает к пойме. Здесь, у самой реки, большой завал из упавших крест-накрест огромных кедров. У комля одного из них в снегу темнеет отверстие, от которого веером расходятся старые тропки соболя. Где-то под снежной толщей и под завалом в уютном тупичке оборудовано постоянное зимнее укрытие зверька. Именно отсюда он вышел сегодня на охоту. Остановив запись трека, быстро возвращаемся к месту, от которого начали тропление.

Полдень уже миновал и солнце начало спускаться к верхушкам деревьев. Наша скорость передвижения невысока – около 2 км в час, а во время распутывания следовых петель и того меньше. Надо спешить и попытаться до темноты полностью завершить тропление. От места обнаружения следа двигаемся в догон соболя – ищем место, где он ляжет на отдых. С этой точки возобновляем запись трека.
Распутывая все изгибы и повороты следа, фиксируем места охоты хищника, точки, где он оставлял различные метки, залазил на деревья, копался в снегу и многое другое. Вот у одного из вылазов из-под снега виднеются капельки крови и клочок шерсти. Здесь соболь съел пойманную под валежником полёвку. Недалеко от этого места

зверёк оставил мочевую метку и кучку экскрементов. По расстоянию между ними можно точно определить пол животного. Оказывается, мы тропим самца.
Спустя полчаса относительно прямолинейный след резко сворачивает в сторону и соболь переходит с прыжков на стелющийся шаг, начиная кого-то скрадывать. Издалека хорошо видно, что охота была успешной – хищник добыл спящего в снегу рябчика. От птицы осталось лишь несколько косточек и кучка перьев. Сытый соболь отправляется на отдых – след практически не виляет и снова сворачивает к реке.
К очередному завалу на реке мы подходим, когда по лесу начинают разливаться вечерние сумерки. Хаотично упавшие деревья надёжно прикрывают место отдыха зверька. Проверочный круг вокруг завала показывает, что выходного следа нет и соболь находится под завалом. Спустя несколько секунд убеждаемся в этом, наблюдая хвост улепётывающего пушистого хищника, потревоженного скрипом снега и треском веток.

Трудовой день закончен. И хотя до жилья ещё идти около часа и мороз к ночи крепчает, настроение хорошее. Суточный ход соболя вытроплен полностью, его длина составила 4,3 км. Не всегда удаётся сделать это в течение одного дня, сегодня повезло.
Автор: Переясловец Владимир

Старший научный сотрудник заповедника “Юганский”