Современный велосипед для туристической активности (так называемый «туринг») имеет свои конструктивные особенности. В каталогах производителей велосипеды, предназначенные для туризма, часто именуются на английском языке как Adventure & touring.

Разберем, что же это за велосипеды такие, каковы их конструктивные особенности и какие велосипеды подходят для туристических поездок по Уралу.

Дорожник и внедорожник

Туристические велосипеды делятся на две большие категории – чисто дорожные туринги и велосипеды, предназначенные для движения также и вне дорог.

К первой категории относятся так называемые эндуранс-шоссеры, предназначение которых – ездить по хорошим европейским дорогам из города в город. Отличаются эндурансы от обычных шоссеров несколько большей прочностью (и, соответственно, большей массой), большей высотой руля (и, следовательно, более расслабленной посадкой ездока, который едет не в позе креветки), покрышками шириной, как правило, в диапазоне 28-32 мм и наличием бонок под фляжки и багажник. С этой категорией практически смыкаются некоторые «гравийные» велосипеды. Для Уральских гор этот тип велосипеда не особенно подходящий, в силу, прямо скажем, неважного состояния дорожной сети и размещения многих точек туристического интереса в местности, к которым проезд осуществляется по бездорожью, в лучшем случае по лесным тропам и грунтовым «дорогам». Поэтому мы в этой статье рассмотрим вторую категорию турингов – а именно туристические велосипеды, пригодные для езды по бездорожью, как наилучшим образом отвечающие местному колориту.

Руль-баран и бонки

С 2010-х годов XXI века началась кристаллизация данного класса велосипедов, и к настоящему времени процесс формирования облика внедорожного туринга обрел свои вполне законченные формы. Подавляющее число участников таких регулярно проходящих многодневных и многотысячекилометровых марафонов, как Atlas Mountain Race, Tour Divide, Silk Road Mountain Race, и многих других ездят именно на велосипедах этого типа.

Системообразующими признаками таких велосипедов являются:

1. Ригидная (жесткая, НЕамортизационная вилка), изготовленная из хромоля, титана или карбона, редко – алюминия.

2. Рама из хромоля (львиная доля), титана или алюминиевого сплава, а карбоновые рамы в турингах используются весьма эпизодически, с наклоном верхней трубы, «старых» МТБ-пропорций. Естественно, что пропорции рамы зависят от того, под какой тип руля она предназначена – см. следующий пункт. Рама изначально спроектирована под жесткую вилку.

3. Руль может быть самый различный – дропбар (туристический подвид руля-барана), обычный прямой руль (райзер или флэт), как правило – дополненный «рогами» для разнообразия хватов, или «эргономичный» руль типа «бабочка», Surly Moloko или Jones H-bar. Выбор руля – вкусовщина, и спорить здесь бесполезно – каждый тип руля имеет своих приверженцев. Туристические велосипеды с дропбаром и широкими покрышками принято именовать «монстрокроссы».

4. Покрышки шириной 42 мм и более, а в основной массе – 2.2-2.4”, обода 27.5” или 29” (622 мм). Как видим, это полноценная МТБ резина. Именно такая ее ширина обеспечивает высокий комфорт езды по любым покрытиям при жесткой вилке, при этом имея высокие внедорожные свойства. В последнее время также определенную популярность набрали так называемые «плюсовые» покрышки – тот же обод 27.5” или 29”, но с шириной покрышки 2.8-3.0” (соответственно, и обод используется более широкий – от 29 до 45 мм).

5. Бонки на раме и вилке, предназначенные для монтажа заднего и переднего багажников, а также флягодержателей внутри и даже снаружи рамы. И хотя в настоящее время существует система альтернативного размещения снаряжения на велосипеде, без использования бонок – так называемый bikepacking, бонки все же дают больше возможностей, а использовать их или нет – личное дело каждого.

Прочность и управляемость

Остановимся на геометрии и технических параметрах более подробно. Туристический велосипед предназначен не только для перевозки одного ездока, но и его походного снаряжения, порой достигающего изрядной массы. Поэтому конструкция туринга должна обеспечивать высокую стабильность поведения груженого велосипеда. Это достигается некоторым увеличением колесной базы и удлинением задних перьев (менее 440 мм – это уже не туринг, обычные величины – 450-470 мм). Длинные задние перья положительно сказываются на управляемости при загруженном заднем багажнике и дают стабильность направления езды. Угол рулевой в районе 71 градуса, плюс-минус градус (еще от ростовки может зависеть у одной и той же модели). Параметр «trail» (расстояние от проекции оси переднего колеса до проекции линии вилки, проведенной через ось) обычно находится в диапазоне 65-75 мм. Крепление колес на лучших турингах осуществляется на осях, а не эксцентриках, что дает дополнительную прочность и однообразность положения колеса при монтаже/демонтаже.

Ширина покрышек в турингах является самым дискуссионным моментом, но по опыту внедорожных гонок-супермарафонов однозначно впереди стандартные МТБ-покрышки с шириной 2.2-2.4”, которые лишь на самую малость уступают по сопротивлению качению традиционным дорожным покрышкам шириной 37-40 мм (а иные так даже и не уступают, а даже превосходят – так далеко шагнул вперед технологический прогресс, позволивший уравнять по сопротивлению качению узкие шины с широкими), зато как только нужно съехать на грунтовую «дорогу» или лесную тропинку с корнями, камнями, шишками и ямами, проехать по песчаным грунтам, так сразу преимущество более широкой МТБ резины дает о себе знать. В сочетании с жесткой вилкой, которая имеет неограниченный ресурс, не требует никакого обслуживания и более легкую массу против амортизационной, 2.2-2.4 покрышка даже достаточный уровень амортизации при проезде препятствий и «глотает» всю дорожную мелочь, которой у нас на дороге на каждом шагу, позволяя ездоку не утомляться во время длительного путешествия, бережет суставы его рук и также позволяет съезжать с горок по лесным тропам, что для узкой резины недоступно вообще, если ездок не чемпионского уровня.

Рама традиционно выполняется из хромоля (сталь 4130, с добавлением хрома и молибдена), хотя в последнее время и алюминий для рам широко используется, а также есть изготовители титановых рам (и вилок) для небедных туристов. Считается, что хромолевые рамы можно починить «в дороге» и рамы и вилки лучше алюминиевых поглощают вибрации, возникающие при езде по неровностям. При этом объективных замеров так никто и не производил. Стоит отметить, что при переходе на покрышки шириной 2.2-2.4 вопрос вибропоглощаемости материала рамы и вилки потерял свою остроту, хотя все равно хромоль пока наиболее популярный материал. Но нередко уже и сочетание алюминиевой рамы и композитной (алюминиевый шток и карбоновые ноги) вилки, что имеет, по крайней мере, объективную выгоду в массе. Титан в плане вибропоглощения даже несколько превосходит хромоль, но его сложно приобрести, он весьма дорог и абсолютно неремонтопригоден «в поле». По конфигурации рамы современных турингов – это «старые» рамы МТБ (современная МТБ-геометрия совсем другой стала). Рамы монстрокроссов ближе к рамам гравийных велосипедов, но с наклонной верхней трубой рамы.

Крылья крайн

ательны

Трансмиссию стоит подбирать SRAM или серии Shadow+ от Shimano, обычная Шимано-трансмиссия (Acera – Deore) имеет очень слабую пружину натяжения ролика, что может привести к срыву цепи при езде с горок, поэтому использование таких трансмиссий нежелательно. Также стоит обращать на достаточное наличие «низов» в трансмиссии, так как усилий для езды в горку на нагруженном снаряжением велосипеде надо изрядно, а скорость даже по ровной дороге не так уж и высока. Неплохим вариантом по цене/возможности представляется двойник SRAM X7 36/22 спереди и кассета 10х11-36 сзади. При этом переднего переключателя может и не быть, а «пониженный ряд» включается перемещением цепи на маленькую звезду вручную (ведь это может понадобиться редко, может вообще раз от силы), тогда основная звезда может быть не 36, а скажем 34, или даже 32, и иметь профиль Narrow Wide, что гораздо более надежно уберегает цепь от спадания, нежели рамка переднего переключателя. Современный вариант – 1х трансмиссия 11х SRAM Apex 32/11-42 для дропбаров или 12х SRAM NX 32/11-50 для прямого руля.

Тормоза дисковые, ободные уже не современны, причем изрядная часть пользователей предпочитают механический привод гидравлическому (типа надежнее и ремонтопрогоднее в поле). Проводка тросов до сих пор применяется часто внешняя – это удобнее для ремонта или замены. В базе все же большинство турингов оснащаются дисковыми гидравлическими тормозами.

Крылья крайне желательны, именно они сохраняют ваш человеческий облик при езде во время/после дождя, поэтому экономия на крыльях выглядит сомнительной. Также турингу не помешает подножка – класть груженый велосипед неудобно, а прислонить его не всегда возможно и это не особо надежно.

Таким образом, современный тип туристического велосипеда, приспособленного для езды по бездорожью, является весьма эффективным транспортным средством, способным доставить ездока в самые отдаленные места Урала, ознакомить его со всеми достопримечательностями и проехать по всем маршрутам без исключения. Ну а для походов выходного дня, с посещением гор и близлежащих водоемов/мест застройки, без снаряжения, вместо туринга можно использовать обычный МТБ-найнер с амортизационной вилкой, который способен быстро ездить по дорогам и годится для захватывающего дух спуска с горы по петляющей лесной тропе.

Оригинал статьи размещен в сентябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь

автор Михаил Колотов

Турист, охотник, стрелок-спортсмен. Родился и проживает в Екатеринбурге. Умеет метко стрелять, быстро ездить и разрабатывать эффективные стратегии. В первый поход отправился в 7 лет. Славы по рекам Урала начал с 1990 года. Предпочитает велосипед автомобилю и вообще за здоровый образ жизни. Считает Урал опорным краем державы.
Турист, охотник, стрелок-спортсмен. Родился и проживает в Екатеринбурге. Умеет метко стрелять, быстро ездить и разрабатывать эффективные стратегии. В первый поход отправился в 7 лет. Славы по рекам Урала начал с 1990 года. Предпочитает велосипед автомобилю и вообще за здоровый образ жизни. Считает Урал опорным краем державы.

фото автора

обложка сентябрьского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
обложка сентябрьского 2020 года номера журнала “Уральский следопыт”

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите ” 👍 ” и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях