Фантастика Эдгара Райса Берроуза

Создатель «Джона Картера с Марса» и отец «Тарзана» не столь широко известен отечественному читателю, несмотря на то, что про приёмыша обезьян многие читали, лишь единицы с ходу могут назвать имя автора. Джон Картер, другой герой Берроуза, более известен по довольно посредственному фантастическому боевику, выпущенному на экраны в 2012 году, который еле-еле покрыл кассовыми сборами свои расходы.

Однако, во всём мире, и, конкретно, в США, Берроуз до сих пор довольно популярный автор, сравнимый по масштабу с Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом. Книгами Берроуза вдохновлялись такие корифеи фантастики как Джон В. Кэмпбелл, Рэй Брэдбери, Филип Хосе Фармер, Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и многие другие.

Эдгар Райс Берроуз родился в Чикаго 1 сентября 1875 года, в семье Джорджа Тендера Берроуза и Мэри Эвалайн Зайгер. Отец, ветеран гражданской войны, майор армии Северного союза, после войны стал процветающим бизнесменом, занимаясь производством гальванических элементов. Он отправил Эдгара в несколько частных школ в надежде, что сын сможет в будущем сделать военную карьеру. Продолжилось обучение в Академии Филлипса в Андовере, штат Массачусетс (откуда Эдгар был исключён), а затем в Военной академии штата Мичиган, которую он окончил в 1895 году, но Берроуз провалил вступительный экзамен в Военную академию США в Вест-Пойнте. Он стал военнослужащим 7-го американского кавалерского полка в Форт-Гранте, штат Аризона. Однако из-за проблем с сердцем Эдгара уволили с военной службы в 1897 году.

В возрасте двадцати пяти лет Эдгар женился на Эмме Сентенниа Халберт и отправился работать на аккумуляторный завод своего отца за пятнадцать долларов в неделю. В последующие десять лет он перепробовал несколько профессий и предприятий, включая клерка, ковбоя, железнодорожного полицейского, золотоискателя и владельца магазина. Он также потерпел неудачи в бизнесе, и, как говорят, незадолго до своей первой продажи фантастики, написал книгу о том, как добиться успеха в бизнесе. Ему приходилось содержать семью: жену и двоих детей, а вскоре появился и третий ребёнок. До своей первой публикации он мог купить немного еды и уголь для отопления дома только заложив свои часы и украшения Эммы. Берроуз часто впадал в депрессию, его жена была обескуражена. Возможно, чтобы уйти от мрачной реальности собственной жизни или развлечь Эмму, он часто рисовал юмористические картинки или писал фантастические сказки о других мирах.

Однако Берроуз отнюдь не был неудачником, как это могло показаться вначале, с помощью литературы он заработал очень приличное состояние. Перед смертью Эдгард признался, что приобрёл поместье стоимостью более десяти миллионов долларов (бешеные деньги по курсу начала 1920-х гг.). Это всё ловкость, с которой он продавал свою продукцию, успешно публикуясь в журналах, выпуская книги, переиздания, появляясь в газетах, на радио, в мультфильмах и фильмах.

Его карьера писателя началась в 1912 году, когда со страниц журнала «All-Story» читатели вместе с бывшим кавалерийским офицером армии Конфедерации, Джоном Картером, в мгновение ока перенеслись на красную планету. Берроуз, как оказалось, был прирождённым рассказчиком. Стиль его повествования увлекал, плавно уносил и окунал читателя в объятия рассказываемой истории. Читателю редко приходилось задумываться. Какие бы «послания» ни появлялись в произведении, они были важны для основной линии сюжета, отсутствовали проповеди или дидактические указания на уроки, которые должны быть извлечены. Берроуз обладал непревзойдённым чувством темпа, и способностью удерживать несколько сюжетных ситуаций в действии одновременно, всё это в сочетании с художественными приёмами и техникой ретроспективы, сделало его настоящим литературным мастером.

И, что гораздо важнее, Берроуз мог заставить персонажей оживать и сходить со страниц произведений. Это было продемонстрировано в его первом романе «Под лунами Марса1», где велось повествование от первого лица и легко отождествлялось с Джоном Картером, позволяя читателю разделить захватывающие приключения.

Но почему именно Марс? Возможно, что на романизацию о красной планете Эдгара подтолкнула знаменитая книга Персиваля Лоуэлла «Марс как обитель жизни» (1908). В этой книге Лоуэлл выдвинул гипотезу о том, что Марс, вероятно, является более древним миром, чем Земля, а значит, марсианские, так называемые, каналы могут быть не чем иным как искусственными водными объектами, которые соорудили высокоинтеллектуальные существа. Вот и зачин для марсианской эпопеи Берроуза, одиннадцать из романов которой следовали один за другим, описывая планету, находящуюся в упадке, где великая цивилизация прошлого уступила место сотням различных культур, порождённых различными племенными группировками, которые ведут бессмысленную, жестокую и нескончаемую борьбу друг с другом.

Однако одним Марсом дело не ограничилось. Берроуз взялся за перо всерьёз и надолго. Конечно, красная планета могла обеспечить прочную основу для славы, но появление Тарзана в его втором опубликованном произведении, увидевшем свет в октябре 1912 года в том же журнале «All-Story», возвысило фигуру Берроуза до литературного величия, а позже и мировой известности.

Первое произведение принесло ему менее трети цента за слово, или 400 долларов. Второй роман из марсианского цикла, опубликованный годом позже, и вскоре после «Тарзан – приёмыш обезьян», принесли во много раз больше денег. До появления первой книги в твёрдом переплёте – «Тарзан», опубликованной А.К. Макклургом в 1914 году, он зарабатывал двадцать тысяч в год только на журнальных продажах.

Книга «Тарзан – приёмыш обезьян» стал национальным бестселлером, на долю которого пришёлся почти миллион продаж под маркой McClurg и многих других, когда они вышли в более дешёвых переизданиях.

В сюжете и стиле «Тарзана» можно отчётливо различить влияние Киплинга и его Маугли. Но Берроуз всегда решительно это отрицал. Эдгар говорил: «я отталкивался от легенды об основателях Рима – Ромула и Рема, которых выкормила волчица, но в джунглях моего маленького виконта Грейстока выкормила обезьяна».

В 1919 году, получив финансовую независимость, Берроуз переехал в Калифорнию, где приобрёл поместье генерала Харрисона Грея Отиса площадью 550 акров, переименовав его в «Ранчо Тарзана».

К 1923 году Лос-Анджелес полностью окружил ранчо Тарзана, и Берроуз продал большую его часть под застройку жилых домов. В 1930 году на этой территории было создано почтовое отделение, и 300 местных жителей провели конкурс, чтобы установить название для района. Победителем стала «Тарзана». Сегодня Тарзана имеет собственный парк, библиотеку, автостраду, банки, боулинг-центры, медицинские здания, загородные клубы и светлое будущее для своих 35 000 жителей.

После публикации книги «Тарзан Непобедимый» в 1931 году Берроуз основал собственное издательство Edgar Rice Burroughs, Inc. Хотя бизнес начался не в самое лучшее время, в США разразилась Великая депрессия, предприятие оказалось успешным.

Эдгар продолжал творить. Возникли романы из Венерианского цикла с Карсоном Нейпиром в качестве героического двойника Джона Картера в новом водном мире Амтора. Однако личности и характеры главных героев значительно отличаются друг от друга, поэтому Нейпира невозможно признать клоном Картера.

Исторические приключенческие романы из серии про индейцев апачи (которые, к сожалению, до сих пор не переведены на русский язык) повествуют об Энди МакДаффе, младенце, похищенном краснокожими во время рейда, и воспитанным согласно традициям племени. Он отличался исключительными навыками в охоте и ведении войны. Чёрный медведь, новое имя Энди, влюбился в прекрасную девушку, но на этой почве у приёмыша возникает конфликт с вождём апачи из соседнего племени.

В череду произведений Берроуза, посвящённых Дикому Западу, входят романы о повседневной жизни ранчо Аризоны в 1880-х годах, представляя целую галерею красочных и, часто, комичных персонажей. Эти истории повествуют о молодой, привлекательной и умной сироте, Диане Хендерс.

Ещё один цикл романов: «Пеллюсидар», увидевший свет в 1914 году, рассказывал о приключениях американцев в подземном мире. А пять романов, объединённых в серию «Приключения в джунглях», повествовали о первобытном мире, островке, затерянном вдали от современной цивилизации. В последних двух случаях кажется, что речь идёт о «Путешествии к центру Земли» Жюля Верна и «Затерянном мире» сэра Артура Конан Дойла, однако, на деле, Берруоза нельзя обвинить в сёрфинге идей. Герои Эдгара потрясающе самобытны, а обстоятельства уникальны: возможно, именно этим автор привлекал читателей. Популярность книг Бурроуза росла в геометрической прогрессии. Из пятидесяти девяти книг, опубликованных при его жизни, двадцать четыре были посвящены Тарзану. Берроуз, по слухам, претендовал на тридцать пять миллионов продаж всех своих книг в твёрдой обложке только в Северной Америке. Из этого числа он приписал Тарзану только пятнадцать миллионов экземпляров. На тридцать пять других книг пришлось ещё двадцать миллионов копий, в среднем, более полумиллиона экземпляров на одно издание. По разным оценкам, на сегодняшний день книги Берроуза были проданы сотнями миллионов экземпляров, и они породили 60 фильмов и 250 эпизодов телевизионных сериалов.

Во время Второй мировой войны, хотя ему было уже за шестьдесят, Берроуз в 1942 году стал старейшим военным корреспондентом Америки, освещая события с Тихоокеанского театра военных действий для United Press. Он вернулся домой из южной части Тихого океана только после серии сердечных приступов. По иронии судьбы, Берроуз не смог найти подходящего дома в Тарзане и оставшиеся годы провёл в скромном домике в близлежащем Энсино. Именно там, 19 марта 1950 года, Эдгар Райс Берроуз в последний раз положил свою ручку.

Его помнят как скромного человека, который никогда не воспринимал себя или своё творчество слишком серьёзно и никогда не кичился этим. Друзья вспоминают его чувство юмора, огромную любовь к природе и безграничную гордость за свою страну.

родился 06.11.1989 году в первом русском городе в Сибири – Тюмень. В 2013 году окончил с отличием магистратуру Тюменского государственного университета по специализации «история». Был координатором Литературного клуба «Тюмень» с 2009 по 2017 гг. 
Участник ряда творческих вечером и фестивалей в Тюмени и Екатеринбурге; участник международных форумов «Таврида» и «Утро». Победитель конкурса эссе «Образ страны будущего» ОНФ 2017 г., призёр конкурсов «Моя малая Родина», «Тепло семьи», «Книжный штурман». Женат, воспитывает дочь.
автор Александр Речкин
родился 06.11.1989 году в первом русском городе в Сибири – Тюмень. В 2013 году окончил с отличием магистратуру Тюменского государственного университета по специализации «история». Был координатором Литературного клуба «Тюмень» с 2009 по 2017 гг.
Участник ряда творческих вечером и фестивалей в Тюмени и Екатеринбурге; участник международных форумов «Таврида» и «Утро». Победитель конкурса эссе «Образ страны будущего» ОНФ 2017 г., призёр конкурсов «Моя малая Родина», «Тепло семьи», «Книжный штурман». Женат, воспитывает дочь.
обложка сентябрьского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
обложка сентябрьского 2020 года номера журнала “Уральский следопыт”

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите ” 👍 ” и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях