карта 1926 год
карта 1926 год

Точной информации о происхождении названия «#кольцово » нет. Есть версия, якобы при заходе на посадку лётчики ориентировались на кольцо, которое образовывали две железнодорожные ветки (железнодорожная ветка Свердловск – Синарская и ее ответвление с аэродромом). Но, по-моему, писавшие спутали пилотское «Разрешите вход в круг» (так называемую «коробочку»).

Более того, мой отец, работавший в Кольцово на заре становления реактивной пассажирской авиации, не мог пояснить мне название «Кольцово». А он знал известных пилотов того времени. На старых картах я нашёл название «разъезд Кольцово». Может, это был #разъезд в виде кольца, вспомним название Веер в Свердловске. Другая версия: здесь жил помещик с однозвучной фамилией.

На близлежащей территории к будущему аэродрому был колхоз «Красная деревня», там находилась администрация поссовета. Центральная улица посёлка была названа в честь революционного деятеля. В первой половине 1960-х годов её переименовали в улицу Реактивная. В 1949 году Малый Исток и поселение около ж/д станции Кольцово образовали единый рабочий посёлок Кольцово. В 1977 году к нему присоединили посёлок #аэропорт, а в 2004 году посёлок Кольцово стал городским микрорайоном.

Первым капитальным строением была баня

В 1928 году в 18 километрах от окраины города Свердловска в Арамильском районе Свердловской области началось строительство военного аэродрома, который позже получит название Кольцово. Первые дома в авиагородке появились в том же 1928 году. А первым капитальным строением была баня. Это здание появилось только в 1936 году. Оно существует до сих пор.

Как выбиралось место под #аэродром ? Необходимо было найти такое место, которое будет ровным, открытым со всех сторон, без естественных препятствий. При этом необходимы подъездные пути для железнодорожного транспорта и автомобильного. Снабжение топливом и другими ресурсами требовали это. Рядом пролегала железнодорожная магистраль, Сибирский тракт. Было предложено несколько мест, к примеру в Пионерском посёлке. (Вероятно, взлётно-посадочная полоса могла быть вблизи железнодорожного вокзала на месте улицы Блюхера, но это только предположение). Несмотря на то, что #местность была заболочена, но всё же открытая и ровная, остановились на этом месте, выбрали именно здесь, где ныне существует наш аэропорт. И не ошиблись. Мы не прошли этап, как в других городах переноса главного аэропорта за пределы границ города. Как, например, в городах Уфа, Красноярск и других.

Шлагбаум и КПП

В 1932 году работы были завершены и на аэродром в Кольцово прибыли первые военные самолёты. Это были самолёты Р-5 42-го отдельного Краснознамённого авиаотряда из Казани и самолёты 33-го отдельного авиаотряда из Самары. Позднее, в 1939 году, 33 отряд принял участие в боевых действиях на советско-финской границе.

Инфраструктура Кольцово развивалась, и в 1939 году вблизи аэродрома приступил к работе авиаремонтный Уральский завод, позднее названный УЗГА. А в 1941 году всего за три месяца была построена #взлётно-посадочная полоса с твёрдым покрытием. Её длина составляла 1000 метров. Строительство (спецобъекта № 63) взлётно-посадочной полосы осуществлялось под руководством Управления #нквд по Свердловской области. Её строили заключенные 1432 человека отдельного лагерного пункта ОИТК СвердУНКВД и 698 человек вольнонаёмных рабочих.

Началась война. Из прифронтовых областей эвакуировались предприятия. Благодаря новой взлётно-посадочной полосе в Кольцово был эвакуирован Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил Красной Армии. Этот НИИ просуществовал в Кольцово до 1943 года и потом вернулся к прежнему месту дислокации. НИИ провёл свыше двух тысяч испытаний, в том числе испытания первого советского реактивного истребителя #би-1 . Кстати, на Урал, в посёлок #билимбай эвакуировали завод № 293, где был собран самолёт БИ-1. Были проведены исследования трофейных немецких самолётов. Здесь выполняли полёты известные лётчики-испытатели К.А. Груздев, Г.Я. Бахчиванджи, Т.К. Чигарев.
В годы Великой Отечественной войны количество жителей авиагородка сильно выросло, многим приходилось жить в землянках. Но попасть на территорию посёлка было нельзя. Недалеко от железнодорожной станции Кольцово стояли шлагбаум и контрольно-пропускной пункт.

В годы Великой Отечественной войны была создана трасса «Алсиб» (Аляска Сибирь), по ней происходила доставка самолётов из США. Путь начинался на Аляске, проходил через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Из Красноярска самолёты везли по железной дороге. Но в 1943 году было принято решение доставлять самолёты через аэродром Кольцово. Для этого на «Алсибе» создали участок «Москва – Уэлькаль», одним из пунктов которого стал аэродром Кольцово. За два года через Кольцово было переброшено 14000 самолётов.

карта 1940 г. USA
карта 1940 г. USA

3 декабря 1943 года на аэродроме в Кольцово были предприняты меры повышенной безопасности. Были подготовлены помещения для пассажира с особого самолёта. Определены правила обслуживания пассажира и его самолёта. Этот самолёт направлялся из Тегерана в Вашингтон. Также этот пассажир хотел ознакомиться с авиатрассой, по которой США поставляли самолёты в нашу страну. В посёлке рядом со школой № 92 долгое время стоял двухэтажный дом, который местные жители называли по имени этого пассажира – дом Рузвельта.

Гражданская авиация

Впереди была победа над врагом. Наше правительство уже в те дни рассматривало соединение авиаперевозками Дальнего Востока с Москвой и другими центральными районами страны. Необходим был промежуточный аэродром для дозаправки и технического обслуживания самолётов. Таких подготовленных аэродромов на кратчайшем пути не было, кроме Кольцово. И вот в соответствии с приказом ВВС РККА № 2 от 11 июля 1943 года на аэродроме Кольцово была организована гражданская авиация. С этого времени, впервые в нашей стране, аэродром стал эксплуатироваться совместно военной и гражданской авиацией. Появился аэропорт Кольцово. Аэропорт подчинили командованию северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва – Уэлькаль». Первым подразделением Гражданского воздушного флота стал 3-й авиационно-транспортный отряд. И как пример в начале 1950-х рейс Москва – Пекин осуществлял промежуточную посадку в аэропорту Кольцово.

Для выполнения освободительной миссии на Дальнем Востоке в 1945 году аэропорт Кольцово обеспечивал переброску самолётов, другой техники и военнослужащих на фронт военных действий с Японией. Эта ответственная работа выполнена качественно и без происшествий.

После войны, уже в 1948 году, в связи с ростом перевозок был организован дополнительно 17-й авиационно-транспортный отряд. В аэропорту базировались Ли-2 и трофейные Юнкерсы Ю-52. Основной рейс был на Ли-2 по маршруту Свердловск – Казань – Москва и обратно. Впервые в стране аэропорт был оборудован системой слепой посадки. Шли годы. Раньше пассажиры к самолёту самостоятельно добирались по лётному полю, редко на автобусе. Затем всё изменилось. Их стали доставлять специальным транспортом.

В 1954 году построено знаменитое и известное всем здание аэровокзала со шпилем. В 1956 году закончилась вторая реконструкция аэродрома. ВПП была подготовлена до посадочного веса новых типов самолётов. Аэропорт принимает и отправляет Ту-104 и Ил-18.

К приезду Фиделя Кастро построили новую автодорогу в аэропорт, в народе её назвали «Фиделевской». Причина строительства  железнодорожный переезд, который из-за частых поездов оставался долго закрытым. Этот переезд называли пилоты и диспетчера нашего аэропорта «Казань». Аэропорт Казани в те далёкие годы часто был закрыт по погоде. Он был запасным для первого реактивного пассажирского самолёта Ту-104.

В 1960 году с аэродрома Кольцово произвёл взлёт истребитель Су-9 для выполнения перехвата американского самолёта-разведчика U-2.

В 1963 году введена в эксплуатацию гостиница «Лайнер».

В 1967 году построено стандартное здание аэровокзала. Оно находилось западнее здания со шпилем. Сейчас на этом месте современный комплекс для обслуживания пассажиров. Несколько позднее (1983 г.) был построен зал прибытия пассажиров.

В 1973 году установлена памятная стела с реактивным истребителем БИ-1.

Макет этого самолёта изготавливался на Свердловском машиностроительном заводе имени Калинина. Но была допущена ошибка с плоскостями самолёта, которая понятна только лётчикам.

В 1984 году введена вторая ВПП для эксплуатации Ил-86 и в 1987 году с ВПП Кольцово начались регулярные полёты самолётов Ил-86.

В 1993 году аэропорт получил статус международного.

В 1998 году введена скоростная автострада в аэропорт из города.

В период 2005-2009 гг. открыты новые международные терминалы, благодаря которым пропускная способность пассажиров достигла 600 человек в час. Изменился терминал деловой авиации (здание со шпилем). Введён в работу терминал внутрироссийских авиалиний с пропускной способностью 1000 пассажиров в час. Его площадь составила 19600 кв. метров. Появились новые современные терминалы, аэронавигационный комплекс, железнодорожная станция в аэропорту, современная гостиница, изменился терминал деловой авиации. Введен в работу новый командно-диспетчерский пункт управления полётами (башня), здание авиационного отделения перевозки почты. Общая площадь аэровокзального комплекса достигла 80 000 квадратных метров. Пропускная способность  8 млн пассажиров в год. Аэропортом пользуются участники саммита ШОС и БРИК.

В 2008 году открыто движение железнодорожного экспресса, благодаря которому за короткое время можно из города попасть на площадь аэропорта.

В 2012 году вошёл в работу крупный на Урале грузовой терминал. Его проектировали в Германии. Введён в работу новый тренажёрный центр подготовки пилотов.

В 2014 году завершено строительство ангара для обслуживания широкофюзеляжных самолётов.

В 2016 году приступил к работе новый ангар для деловой авиации.

В 2018 году Кольцово принял гостей Чемпионата мира по футболу.

К сожалению, в истории аэропорта были и «чёрные дни», когда происходили катастрофы самолётов с гибелью людей. В послевоенные годы произошли катастрофы самолётов Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ту-104, Ил-18, Ан-8, Як-40, Ан-12, Як-42.

Аэропорт «Кольцово» является аэропортом первого класса и аэропортом федерального значения. Он имеет две ВПП, 72 стоянки для самолётов, а также допуск на приём многих современных типов воздушных судов российского и зарубежного производства, включая Ил-96, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A350, Boeing 777, Boeing 787.

Аэропорт обладает многочисленными авиационными наградами, в том числе званием лучшего аэропорта России в 2014 году и лучшего аэропорта в СНГ в 2013 году. В 2015 году нашему аэропорту присуждена оценка в 4 звезды экспертами исследовательской компании Skytrax. Таким образом, Кольцово стал двадцатым аэропортом в мире, получившим столь высокую награду. На протяжении многих лет Кольцово является одним из ведущих аэропортов по объёму годового пассажиропотока России. Аэропортом Кольцово пользуются самолёты 29 авиакомпаний мира.

Аэропорт Екатеринбурга «Кольцово» официально стал носить имя предпринимателя Акинфия Демидова. Указ об этом 31 мая 2019 года подписал Президент России В.В. Путин. #акинфий демидов был сыном Никиты Демидова. С его именем связывают создание на Урале и в Сибири горнозаводской промышленности.

Оригинал статьи размещен в августовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь www.uralstalker.com/uarch/2020/2020/08/38/

автор Юрий Ржевский

фото предоставлены автором 

Обложка августовского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
Обложка августовского 2020 года номера журнала “Уральский следопыт”

 Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите “ 👍 ” и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях