22 августа 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения Рэя Дугласа Брэдбери (Ray Douglas Bradbury).

Без сомнения, замечательный американский писатель известен большинству любителей чтения, прежде всего, как писатель-фантаст, хотя за свою долгую жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений: несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, множество статей, заметок и стихотворений. По его сюжетам сделаны экранизации, театральные постановки, написана музыка. Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки.

Наиболее известные произведения писателя, подарившие ему воистину мировую славу, – это антиутопия «451 градус по Фаренгейту», цикл рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическая повесть «Вино из одуванчиков».

Нет смысла излагать здесь биографию Рэя Брэдбери – надеюсь, эта небольшая статья лишний раз вызовет желание найти и прочитать подробную историю его жизни – и у тех, кто является его почитателем, и у тех, кто пока мало чего слышал об этом писателе. Я просто хочу рассказать одну историю из своей жизни – как состоялось мое знакомство с книгами Рэя Бредбери.

Первой из этих книг в моих руках оказались «Марсианские хроники», и книга эта произвела огромно впечатление. Вот как это было…

Весна 1966 года. Ученик 3-го класса «Б» школы № 28 города Ашхабада (это Туркмения, кто забыл: в 1966 г. существовала единая страна – СССР) Боря идёт домой из школы и видит на другой стороне улицы «автолавку». Существовало такое явление в советское время – «автолавки», то есть система торговли с автомашин. Это были грузовики (тогда, как правило, ГАЗ-51 или ГАЗ-53) с большими крытыми кузовами (кунгами), из которых и шла продажа любых товаров от молока и хлеба до обуви и книг.

Автолавка, торговавшая ширпотребом или продовольствием, меня бы тогда однозначно не привлекла, но эта автолавка торговала КНИГАМИ! В те годы в Ашхабаде много книг покупалось именно в автолавках, хотя и в книжных магазинах немало чего интересного попадалось. А в том же Свердловске (где я нередко бывал с родителями у наших родственников) такое было просто невозможно – книги раскупались мгновенно. А в Ашхабаде они порой лежали на прилавках подольше.

Я читал фантастику с 6 лет, всегда клянчил у родителей такие книги, и поэтому тут же побежал к автолавке. И… о, счастье: на откидной задней двери, как на прилавке, среди прочей литературы лежало – уж точно не помню, сколько – аж 6 или 7 фантастических книг! Особо в глаза мне бросилась книга из серии детской познавательной фантастики «Операция океан» Михаила Ляшенко и Александра Свирина (две первые книги серии – «До Земли ещё далеко» и «На этой планете можно жить» – у меня уже имелись), книга «Робинзоны космоса» Франсиса Карсака и, как сейчас бы сказали, очень стильно оформленная книга издательства «Мир» – «Марсианские хроники» некого Рэя Брэдбери (я прочитал фамилию с ударением на предпоследнем слоге).

Стоимость всех книг, которыми мне хотелось бы завладеть, составляла порядка 5 рублей того времени. Не вспомню точно цену на «Марсианские хроники» – у меня именного того издания, увы, не сохранилось, но по оформлению она была, кажется, самой дорогой. Боюсь соврать, но почему-то вертится в голове цифра «1 р. 02 коп.». «Робинзоны космоса» давно истрепались в хлам, но пару лет назад на каком-то развале я купил именно это издание: цена на ней стоит 51 копейка (эта книга была выпущена в мягком переплёте, и потому из тех, которые я упоминаю, самая дешёвая,). «Операция океан» стоила, кажется, около рубля. Кстати, сейчас в Сети я встретил переиздание этой «книги для детей» по цене 1586 р. (при этом, насколько можно судить по фото, оформленное в издательстве «ЁЁ-Медиа» намного хуже исходного оригинала именно с позиции детской книги). Такая «пропорция» цен наводит на грустные аналогии: один рубль в 1966 году в СССР составлял примерно одну сотую средней зарплаты в стране, и, если судить по современной стоимости «Операции океан», то сегодня средняя зарплата в России должна была бы равняться примерно тысячам ста пятидесяти. Можно было бы жить на такую зарплату, не правда ли?..

Ещё одно небольшое воспоминание: на тех «Марсианских хрониках» тираж не был указан (так тогда выпускало книги издательство «Мир»), но вот тираж «Робинзонов космоса» составлял – вдумайтесь только! – 415 000 экз., а «Операции Океан» – 115 000! Вот так издавались и стоили книги в СССР.

Опять же, любопытное, как мне кажется, сравнение: часто говорят, что в СССР люди жили за «железным занавесом». Увы, кое в чём это соответствует истине, и это была большая ошибка властей того времени: я не сомневаюсь, что если бы граждане СССР имели возможность свободно ездить по миру, то Советский Союз существовал бы до сих пор и диверсии под названием «Перестройка» не случилось бы. Конечно, в советские времена почему-то почти не показывали американское кино (опять же – провоцируя к нему нездоровый интерес), но было полно французского и итальянского, а вот что касается книг, то мы читали достаточно западной литературы. Это стало предельно очевидно, когда после 1985 года в стране начали издавать всё подряд, да ещё с зазывными надпечатками типа «Никогда ранее не издававшееся в СССР». И тогда лично я, например, чётко осознал, что уж в плане фантастики мы, сидя за так называемым «железным занавесом», прочитали процентов 80, не меньше, лучшего, что было написано в мировой литературе в этом жанре.

Эх, далеки те времена – куда дальше, чем Марс: ведь на Марс мы всё-таки когда-нибудь полетим, а в прошлое, увы, не вернём. Разве что – в воспоминаниях.

Итак, 1966 год, автолавка и книги. В кармане у меня лежало копеек сорок – на две самых дорогих мороженки тех времён, не плохо для третьеклассника, но этого не хватало даже на одну книжку из облюбованных мной. Я листал страницы, гладил обложки, едва ли не облизывал их. Продавец, пожилой дядька-туркмен, уже начал поглядывать с некоторым подозрением: а вдруг мальчик схватит книжку и убежит!

Что делать? Бежать до места работы родителей и просить денег? На это уйдёт не менее часа, а вдруг книги кто-то купит за это время? Продавец ничего не гарантировал и отложить выбранные книги под прилавок отказывался.

И тут мне повезло – мимо проходила соседка тётя Люда. Это была не то чтобы очень хорошая знакомая, но человек, вполне знавший нашу семью. Я кинулся к соседке и стал умолять одолжить денег. Надо сказать, что в те времена даже относительно знакомый ребёнок, просящий у взрослого занять ему 5 рублей где-то на улице, вызывал… ну-у… некоторую насторожённость, скажем так. Хотя и сегодня большинство взрослых вряд ли легко займёт десятилетнему мальчишке тысяч 5. Соседка колебалась некоторое время, но мои отчаянно умолявшие глаза и сбивчивые, но страстные речи сыграли свою роль. Пять рублей тётя Люда мне дать не смогла (или всё-таки не решилась – ведь целых 5 рублей!), но дала «трёшку». Хватило на «Операцию океан», «Робинзонов космоса» и на «Марсианские хроники».

Я заявился домой, позвонил родителям сообщить, что «повесил» на них долг в 3 рубля, и занялся купленными книгами вплотную. (Недовольства родителей не было – надо сказать, что меня за траты на книги никогда не ругали, и года через два случится тоже довольно необычная история с «Библиотекой современной фантастики», за которую меня тоже никто не упрекнёт).

Счастью не было предела: долгожданное продолжение уже знакомой серии, «Робинзоны космоса» и таинственные «Марсианские хроники».  С детской познавательной книгой было всё понятно – это уже ожидаемо интересно, а вот две другие – что же такое у меня оказалось в руках? Мне любая фантастика была интересной, но – всё-таки. В книгах тех времён редко печатали аннотации, чтобы можно было приблизительно судить о содержании. Хотя, надо сказать, большого толка от аннотаций и в современных книгах тоже нет, поскольку аннотации эти не столько передают смысл сюжетной идеи, сколько являются рекламой, призванной любым способом, даже путём бессовестных преувеличений, заставить поверить в неимоверную увлекательность и ценность предлагаемого опуса. Да, аннотаций тогда не печатали, но в те времена в большинстве книг популярных жанров присутствовали иллюстрации, и по ним можно было составить определённое мнение о содержании. Сегодня иллюстраций в поп-литературе нет почти нигде – слишком дорого. Как правило, сегодня в фантастике иллюстрацию выносят на обложку книги, и тоже почти всегда эти иллюстрации имеют мало общего с сутью книги: качок с высокотехнологичным автоматом, грудастая девица в набедренной повязке и с мечом, какая-нибудь «рыжая ведьма», капающий слюной монстр, стимпанк, киберпанк – вот стандартный набор изображений, прикрывающий зачастую шаблонное содержимое. И такого же рода аннотация, уверяющая, что перед нами очередной шедевр очередного клепателя сериалов. О чём тут можно судить? А в те времена иллюстрации очень точно передавали смысл происходящего в книге по сюжету. Причём их, как правило, имелось в книге несколько, и все они точно выдерживали единый стиль. Как работали тогда художники при отсутствии разных «фотошопов», сейчас даже сложно представить! Судя по всему, они в обязательном порядке прочитывали книгу, а иначе нельзя объяснить такую точность изображений. Да и рисовали они каждый раз от руки – клип-арта для коллажей не существовало.

В общем, по имеющимся картинкам с «Робинзонами космоса» тоже стало всё понятно: передо мной великолепная приключенческая фантастика, а вот «Марсианские хроники»…

Судя по иллюстрациям, которых там оказалось немало, я начал пугаться: а не промахнулся ли я, купив эту книгу? Уж слишком какими-то «нефантастическими» выглядело большинство картинок. Какие-то обычные люди, вроде бы в обычных ситуациях. У меня уже имелся «отрицательный» опыт, когда я обжигался на «фантастических» названиях книг – а оказывалось, что это совсем не фантастика. Успокаивало только то, что пара иллюстраций с ракетами в книге всё-таки присутствовала (особенно обнадёживала та, что располагалась на форзаце). И окончательно успокоил текст новеллы в самом начале – «Ракетное лето»: слава богу, точно фантастика!

Я начал читать, и, конечно же, книга меня очаровала и врезалась в память навечно, так, что многие участки текста я помню буквально наизусть. Безусловно, я перечитывал «Хроники» много раз, но дело ещё в том, что, во-первых, они попали ко мне в руки при весьма запоминающихся обстоятельствах – книги, с которыми вы встречаетесь столь необычным образом, всегда запоминаются особо. Во-вторых, книга нашла меня в таком возрасте, когда произведение для взрослых (а «Марсианские хроники», конечно, совсем не «детская литература») редко оказывается доступной и понятной для юного читателя. А вот «Марсианские хроник» в этом смысле оказались очень понятными и во многом сродни книгам о мальчишках Марка Твена: те книги тоже, в общем-то, для взрослых написаны, но прекрасно читаются и детьми.

В-третьих, книга была не совсем обычна по структуре текста: она являлась сборником новелл, объединённых единой темой, и это вызывало в моих глазах особый интерес. Дело в том, что к этому моменту единственной книгой такого типа, которая мне встречалась, был роман в новеллах «Возвращение. Полдень, XXII век» Стругацких (с «Я, робот» Азимова я встретился чуть позже). И Стругацкие для меня к этому моменту уже стали писателями почти «number one», а стиль «роман в новеллах» просто влюбил в себя, и много позже мне всегда хотелось самому написать нечто подобное (что и вылилось в роман «Точка-джи-эл»). Именно ещё и поэтому «Марсианские хроники» всегда стояли для меня на некой особой «книжной полке».

Эта книга, написанная американцем, конечно же, пропитана американским духом, но в силу абсолютно общечеловеческих ценностей, которые неизменны для воспитанного в гуманистическом ключе представителя любой нации, она понятна и близка каждому нормальному человеку. Недаром и Хорхе Луис Борхес тоже включил «Марсианские хроники» в «избранное» для своей библиотеки. Рэй Дуглас Брэдбери – американец, но помимо и более этого он – человек планеты Земля, и именно с таким объединяющим духовным багажом, а не с каким-то иным человечество должно жить в своём доме и, тем более, пытаться открывать двери во Вселенную. Надеюсь, так оно и случится, несмотря на всю отраву для мозгов, которую в наши дни извергает из себя агонизирующее «общество потребления».

В формальных источниках считается, что главное достижение Рэя Брэдбери состоит в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него находились как бы на неких «задворках» современной литературной культуры. Это верная, но чисто официальная трактовка заслуг писателя, а вот более незаметная внешне его заслуга, но куда более значимая по сути заключается в том, что его книги, несмотря на меняющуюся обстановку, продолжают показывать многим поколениям читателей (прежде всего – юных) всю прелесть фантастики как жанра, раскрывая величие человека – борца со злом земной жизни и исследователя Вселенной. Эти книги заставляют задумываться над тем, что человек явился в этот мир не для тупого пожирания материальных благ, а для поиска законов движения планет и человеческих душ. Такие писатели, как Рэй Брэдбери, и их творчество пытаются менять людей к лучшему, а что может быть более высокой наградой и памятью для этих творцов? И поэтому они всегда остаются с нами, они по-прежнему живы, пока живы те, кто их помнит и чтит.

Рэй, со столетием тебя! Долгих лет жизни!

22 августа 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения Рэя Дугласа Брэдбери (Ray Douglas Bradbury).

Без сомнения, замечательный американский писатель известен большинству любителей чтения, прежде всего, как писатель-фантаст, хотя за свою долгую жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений: несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, множество статей, заметок и стихотворений. По его сюжетам сделаны экранизации, театральные постановки, написана музыка. Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки.

Наиболее известные произведения писателя, подарившие ему воистину мировую славу, – это антиутопия «451 градус по Фаренгейту», цикл рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическая повесть «Вино из одуванчиков».

Нет смысла излагать здесь биографию Рэя Брэдбери – надеюсь, эта небольшая статья лишний раз вызовет желание найти и прочитать подробную историю его жизни – и у тех, кто является его почитателем, и у тех, кто пока мало чего слышал об этом писателе. Я просто хочу рассказать одну историю из своей жизни – как состоялось мое знакомство с книгами Рэя Бредбери.

Первой из этих книг в моих руках оказались «Марсианские хроники», и книга эта произвела огромно впечатление. Вот как это было…

Весна 1966 года. Ученик 3-го класса «Б» школы № 28 города Ашхабада (это Туркмения, кто забыл: в 1966 г. существовала единая страна – СССР) Боря идёт домой из школы и видит на другой стороне улицы «автолавку». Существовало такое явление в советское время – «автолавки», то есть система торговли с автомашин. Это были грузовики (тогда, как правило, ГАЗ-51 или ГАЗ-53) с большими крытыми кузовами (кунгами), из которых и шла продажа любых товаров от молока и хлеба до обуви и книг.

Автолавка, торговавшая ширпотребом или продовольствием, меня бы тогда однозначно не привлекла, но эта автолавка торговала КНИГАМИ! В те годы в Ашхабаде много книг покупалось именно в автолавках, хотя и в книжных магазинах немало чего интересного попадалось. А в том же Свердловске (где я нередко бывал с родителями у наших родственников) такое было просто невозможно – книги раскупались мгновенно. А в Ашхабаде они порой лежали на прилавках подольше.

Я читал фантастику с 6 лет, всегда клянчил у родителей такие книги, и поэтому тут же побежал к автолавке. И… о, счастье: на откидной задней двери, как на прилавке, среди прочей литературы лежало – уж точно не помню, сколько – аж 6 или 7 фантастических книг! Особо в глаза мне бросилась книга из серии детской познавательной фантастики «Операция океан» Михаила Ляшенко и Александра Свирина (две первые книги серии – «До Земли ещё далеко» и «На этой планете можно жить» – у меня уже имелись), книга «Робинзоны космоса» Франсиса Карсака и, как сейчас бы сказали, очень стильно оформленная книга издательства «Мир» – «Марсианские хроники» некого Рэя Брэдбери (я прочитал фамилию с ударением на предпоследнем слоге).

Стоимость всех книг, которыми мне хотелось бы завладеть, составляла порядка 5 рублей того времени. Не вспомню точно цену на «Марсианские хроники» – у меня именного того издания, увы, не сохранилось, но по оформлению она была, кажется, самой дорогой. Боюсь соврать, но почему-то вертится в голове цифра «1 р. 02 коп.». «Робинзоны космоса» давно истрепались в хлам, но пару лет назад на каком-то развале я купил именно это издание: цена на ней стоит 51 копейка (эта книга была выпущена в мягком переплёте, и потому из тех, которые я упоминаю, самая дешёвая,). «Операция океан» стоила, кажется, около рубля. Кстати, сейчас в Сети я встретил переиздание этой «книги для детей» по цене 1586 р. (при этом, насколько можно судить по фото, оформленное в издательстве «ЁЁ-Медиа» намного хуже исходного оригинала именно с позиции детской книги). Такая «пропорция» цен наводит на грустные аналогии: один рубль в 1966 году в СССР составлял примерно одну сотую средней зарплаты в стране, и, если судить по современной стоимости «Операции океан», то сегодня средняя зарплата в России должна была бы равняться примерно тысячам ста пятидесяти. Можно было бы жить на такую зарплату, не правда ли?..

Ещё одно небольшое воспоминание: на тех «Марсианских хрониках» тираж не был указан (так тогда выпускало книги издательство «Мир»), но вот тираж «Робинзонов космоса» составлял – вдумайтесь только! – 415 000 экз., а «Операции Океан» – 115 000! Вот так издавались и стоили книги в СССР.

Опять же, любопытное, как мне кажется, сравнение: часто говорят, что в СССР люди жили за «железным занавесом». Увы, кое в чём это соответствует истине, и это была большая ошибка властей того времени: я не сомневаюсь, что если бы граждане СССР имели возможность свободно ездить по миру, то Советский Союз существовал бы до сих пор и диверсии под названием «Перестройка» не случилось бы. Конечно, в советские времена почему-то почти не показывали американское кино (опять же – провоцируя к нему нездоровый интерес), но было полно французского и итальянского, а вот что касается книг, то мы читали достаточно западной литературы. Это стало предельно очевидно, когда после 1985 года в стране начали издавать всё подряд, да ещё с зазывными надпечатками типа «Никогда ранее не издававшееся в СССР». И тогда лично я, например, чётко осознал, что уж в плане фантастики мы, сидя за так называемым «железным занавесом», прочитали процентов 80, не меньше, лучшего, что было написано в мировой литературе в этом жанре.

Эх, далеки те времена – куда дальше, чем Марс: ведь на Марс мы всё-таки когда-нибудь полетим, а в прошлое, увы, не вернём. Разве что – в воспоминаниях.

Итак, 1966 год, автолавка и книги. В кармане у меня лежало копеек сорок – на две самых дорогих мороженки тех времён, не плохо для третьеклассника, но этого не хватало даже на одну книжку из облюбованных мной. Я листал страницы, гладил обложки, едва ли не облизывал их. Продавец, пожилой дядька-туркмен, уже начал поглядывать с некоторым подозрением: а вдруг мальчик схватит книжку и убежит!

Что делать? Бежать до места работы родителей и просить денег? На это уйдёт не менее часа, а вдруг книги кто-то купит за это время? Продавец ничего не гарантировал и отложить выбранные книги под прилавок отказывался.

И тут мне повезло – мимо проходила соседка тётя Люда. Это была не то чтобы очень хорошая знакомая, но человек, вполне знавший нашу семью. Я кинулся к соседке и стал умолять одолжить денег. Надо сказать, что в те времена даже относительно знакомый ребёнок, просящий у взрослого занять ему 5 рублей где-то на улице, вызывал… ну-у… некоторую насторожённость, скажем так. Хотя и сегодня большинство взрослых вряд ли легко займёт десятилетнему мальчишке тысяч 5. Соседка колебалась некоторое время, но мои отчаянно умолявшие глаза и сбивчивые, но страстные речи сыграли свою роль. Пять рублей тётя Люда мне дать не смогла (или всё-таки не решилась – ведь целых 5 рублей!), но дала «трёшку». Хватило на «Операцию океан», «Робинзонов космоса» и на «Марсианские хроники».

Я заявился домой, позвонил родителям сообщить, что «повесил» на них долг в 3 рубля, и занялся купленными книгами вплотную. (Недовольства родителей не было – надо сказать, что меня за траты на книги никогда не ругали, и года через два случится тоже довольно необычная история с «Библиотекой современной фантастики», за которую меня тоже никто не упрекнёт).

Счастью не было предела: долгожданное продолжение уже знакомой серии, «Робинзоны космоса» и таинственные «Марсианские хроники».  С детской познавательной книгой было всё понятно – это уже ожидаемо интересно, а вот две другие – что же такое у меня оказалось в руках? Мне любая фантастика была интересной, но – всё-таки. В книгах тех времён редко печатали аннотации, чтобы можно было приблизительно судить о содержании. Хотя, надо сказать, большого толка от аннотаций и в современных книгах тоже нет, поскольку аннотации эти не столько передают смысл сюжетной идеи, сколько являются рекламой, призванной любым способом, даже путём бессовестных преувеличений, заставить поверить в неимоверную увлекательность и ценность предлагаемого опуса. Да, аннотаций тогда не печатали, но в те времена в большинстве книг популярных жанров присутствовали иллюстрации, и по ним можно было составить определённое мнение о содержании. Сегодня иллюстраций в поп-литературе нет почти нигде – слишком дорого. Как правило, сегодня в фантастике иллюстрацию выносят на обложку книги, и тоже почти всегда эти иллюстрации имеют мало общего с сутью книги: качок с высокотехнологичным автоматом, грудастая девица в набедренной повязке и с мечом, какая-нибудь «рыжая ведьма», капающий слюной монстр, стимпанк, киберпанк – вот стандартный набор изображений, прикрывающий зачастую шаблонное содержимое. И такого же рода аннотация, уверяющая, что перед нами очередной шедевр очередного клепателя сериалов. О чём тут можно судить? А в те времена иллюстрации очень точно передавали смысл происходящего в книге по сюжету. Причём их, как правило, имелось в книге несколько, и все они точно выдерживали единый стиль. Как работали тогда художники при отсутствии разных «фотошопов», сейчас даже сложно представить! Судя по всему, они в обязательном порядке прочитывали книгу, а иначе нельзя объяснить такую точность изображений. Да и рисовали они каждый раз от руки – клип-арта для коллажей не существовало.

В общем, по имеющимся картинкам с «Робинзонами космоса» тоже стало всё понятно: передо мной великолепная приключенческая фантастика, а вот «Марсианские хроники»…

Судя по иллюстрациям, которых там оказалось немало, я начал пугаться: а не промахнулся ли я, купив эту книгу? Уж слишком какими-то «нефантастическими» выглядело большинство картинок. Какие-то обычные люди, вроде бы в обычных ситуациях. У меня уже имелся «отрицательный» опыт, когда я обжигался на «фантастических» названиях книг – а оказывалось, что это совсем не фантастика. Успокаивало только то, что пара иллюстраций с ракетами в книге всё-таки присутствовала (особенно обнадёживала та, что располагалась на форзаце). И окончательно успокоил текст новеллы в самом начале – «Ракетное лето»: слава богу, точно фантастика!

Я начал читать, и, конечно же, книга меня очаровала и врезалась в память навечно, так, что многие участки текста я помню буквально наизусть. Безусловно, я перечитывал «Хроники» много раз, но дело ещё в том, что, во-первых, они попали ко мне в руки при весьма запоминающихся обстоятельствах – книги, с которыми вы встречаетесь столь необычным образом, всегда запоминаются особо. Во-вторых, книга нашла меня в таком возрасте, когда произведение для взрослых (а «Марсианские хроники», конечно, совсем не «детская литература») редко оказывается доступной и понятной для юного читателя. А вот «Марсианские хроник» в этом смысле оказались очень понятными и во многом сродни книгам о мальчишках Марка Твена: те книги тоже, в общем-то, для взрослых написаны, но прекрасно читаются и детьми.

В-третьих, книга была не совсем обычна по структуре текста: она являлась сборником новелл, объединённых единой темой, и это вызывало в моих глазах особый интерес. Дело в том, что к этому моменту единственной книгой такого типа, которая мне встречалась, был роман в новеллах «Возвращение. Полдень, XXII век» Стругацких (с «Я, робот» Азимова я встретился чуть позже). И Стругацкие для меня к этому моменту уже стали писателями почти «number one», а стиль «роман в новеллах» просто влюбил в себя, и много позже мне всегда хотелось самому написать нечто подобное (что и вылилось в роман «Точка-джи-эл»). Именно ещё и поэтому «Марсианские хроники» всегда стояли для меня на некой особой «книжной полке».

Эта книга, написанная американцем, конечно же, пропитана американским духом, но в силу абсолютно общечеловеческих ценностей, которые неизменны для воспитанного в гуманистическом ключе представителя любой нации, она понятна и близка каждому нормальному человеку. Недаром и Хорхе Луис Борхес тоже включил «Марсианские хроники» в «избранное» для своей библиотеки. Рэй Дуглас Брэдбери – американец, но помимо и более этого он – человек планеты Земля, и именно с таким объединяющим духовным багажом, а не с каким-то иным человечество должно жить в своём доме и, тем более, пытаться открывать двери во Вселенную. Надеюсь, так оно и случится, несмотря на всю отраву для мозгов, которую в наши дни извергает из себя агонизирующее «общество потребления».

В формальных источниках считается, что главное достижение Рэя Брэдбери состоит в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него находились как бы на неких «задворках» современной литературной культуры. Это верная, но чисто официальная трактовка заслуг писателя, а вот более незаметная внешне его заслуга, но куда более значимая по сути заключается в том, что его книги, несмотря на меняющуюся обстановку, продолжают показывать многим поколениям читателей (прежде всего – юных) всю прелесть фантастики как жанра, раскрывая величие человека – борца со злом земной жизни и исследователя Вселенной. Эти книги заставляют задумываться над тем, что человек явился в этот мир не для тупого пожирания материальных благ, а для поиска законов движения планет и человеческих душ. Такие писатели, как Рэй Брэдбери, и их творчество пытаются менять людей к лучшему, а что может быть более высокой наградой и памятью для этих творцов? И поэтому они всегда остаются с нами, они по-прежнему живы, пока живы те, кто их помнит и чтит.

Рэй, со столетием тебя! Долгих лет жизни!

Оригинал статьи размещен в августовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2020/08/78 

редактор раздела фантастики Аэлита в журнале Родился в 1955 г. в г. Коканде, УзССР. С 1975 г. живёт в Екатеринбурге (Свердловске). Окончил УрГУ, физический ф-т. Первая публикация – 1990 г., издательство «Уральский следопыт» (в сборнике «Пристань жёлтых кораблей»). Рассказы Бориса Долинго печатались в журналах «Уральский следопыт», «Веси», «Звёздная дорога», «А-Хобби», «Сокол». Автор десяти книг, выходивших в свет в издательствах «Армада-Альфа-Книга», «АСТ», «Лениздат», «Аэлита» и «Мискатоник Пресс». С 2002 г. – председатель оргкомитета фестиваля фантастики «Аэлита». Член Союза писателей России.

Обложка августовского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
Обложка августовского 2020 года номера журнала “Уральский следопыт”

 Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите “ 👍 ” и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях