Итак, весна по календарю уже в разгаре, и даже снег растаял, но зима еще вполне может нанести ответный удар – на Урале же живем! Что же, тем, кто не успел должным образом подготовить велосипед к туристическому весенне- летне-осеннему сезону, как раз есть время подготовиться как следует, чтобы ездить быстро и безопасно.

Из чего состоит подготовка? Из двух аспектов – техническая часть и аксессуары. Техническая часть – это обслуживание узлов и агрегатов, а аксессуары делают поездки намного более удобными. Без современных аксессуаров современный туризм практически немыслим.

Велосипедный туризм имеет в нашей стране все возможности для развития и популярности, так как пространства большие, и неизведанных вами мест, куда можно доехать на велосипеде – видимо-невидимо.

Отметим то, что настоящая статья касается именно велосипедов, а не макетов велосипеда в натуральную величину, которые продаются в супермаркетах типа Ашан, Монетка, Лента и тому подобных, обслуживать которые, и вообще что-либо делать с ними – абсолютно бессмысленно. И если вы являетесь обладателем такого макета велосипеда – то самой лучшей подготовкой к велосезону будет отдать его в детский дом, а себе купить настоящий велосипед в специализированном веломагазине (или с рук, не обязательно ведь новый покупать, главное, чтобы покупка была велосипедом).

Техническая часть.

Включает в себя приведение основных узлов велосипеда в полностью рабочее состояние для того, чтобы не делать эти работы в разгар сезона, когда надо ездить, а не сидеть в сервисе. Делается все или своими руками (но они должны расти из правильного места и в наличии должен иметься весь набор инструментов, с учетом «спецключей» и съемников), или у специалистов – частный веломастер или веломастерская (как правило при магазине). Лучше доверить обслуживание профессионалам на самом деле, потому как покупать инструмент накладно, для возни с велосипедом нужно пространство (а не всегда оно есть) и всякие приспособления, включая банальную стойку, стоят денег. Но если есть место, время, инструмент и голова с руками – все можно сделать самому.

Основные узлы и агрегаты, требующие обслуживания:

  1. Втулки колес
  2. Вилка
  3. Рулевой стакан
  4. Трансмиссия
  5. Каретка
  6. Колеса
  7. Педали
  8. Тормоза

Втулки колес. К большому сожалению, потребителей большей частью обманывают производители, ставя втулки самого-самого начального уровня в велосипеды, которые позиционируются много выше. Поэтому есть смысл поменять втулки на изделия более высокого технического уровня. Втулки бывают на насыпных подшипниках или промышленных (закрытых). Обслуживание первых – это как правило переборка с заменой смазки, обслуживание вторых – замена подшипников со смазкой на новые (причем это делается реже). От втулок зависит накат, обратите на них внимание.

Вилка. Необходимо произвести обслуживание амортизационной вилки или заменить ее на ригидную карбоновую, титановую или хромолевую. Этим Вы избавитесь от одного узла обслуживания раз, уменьшите массу велосипеда на 1-1.7 кг два, и прокачаете свой скилл управления велосипедом три. На самом деле в наших уральских условиях это очень эффективная мера и число сторонников ригидных вилок расширяется, их все чаще и чаще можно встретить на велосипедах, особенно – именно предназначенных для туризма. Тут важно понимать, что для того, чтобы велосипед остался комфортным, ширина покрышек для достаточного уровня амортизации должна быть 2.2” и более, а оптимум – 2.35-2.4”. При замене вилки на ригидную нужно следить чтобы параметр AtC (расстояние от оси дропаутов до короны) должен хотя бы примерно быть похожим на аналогичный параметр у заменяемой амортизационной, иначе перед велосипеда уйдет вниз. Поэтому для найнеров подходят только ригидные вилки с AtC не менее 475 мм (край 470 мм). А владельцы велосипедов с колесами 27.5 могут поставить вилку с AtC от 445 до 480 мм сообразно исходной геометрии.

Рулевой стакан. Если при нажатии на передний тормоз, при покачивании передней части велосипеда, пальцем ощущается качка между штоком вилки и рамой – необходимо осуществить замену подшипников рулевой или их переборку и смазку.

Трансмиссия. Включает в себя переключатели («манетки»), цепь, переднюю звезду/звезды, шатуны и кассету. Начать надо с проверки цепи на удлинение калибром, если вытянулась более чем на 0,75% – заменить цепь. Осмотреть состояние звезд. Как правило ресурс звезд и кассеты 3-4 цепи. Почистить все это и использовать современные смазки. Хороший повод заменить устаревшую трансмиссию типа 3х8 на современную легкую 1х10, 1х11 или 1х12. В этом случае убирается левая манетка, меняется кассета на вариант с большим диапазоном, минимум 11-36 для 10х, а оптимум 11-42 для 11х и 11-50 для 12х. Впереди, с учетом посадочного места на шатунах, устанавливается современная алюминиевая звезда NW (можно и стальную), с числом зубьев от 32 до 38, в зависимости от индивидуальных предпочтений конкретного пользователя. Скажу, что весьма бюджетной 10-ти скоростной трансмиссии с диапазоном 11-36 и передней звездой на 36 зубьев практически хватает для любых разумных применений велосипеда. При необходимости больших передаточных соотношений для езды в горах ставят кассеты с 42-46-50 сзади и переднюю звезду 32-34.

Каретка. Переборка показана перед сезоном в профилактических целях. Предлог поменять данный узел на более современный стандарт – например с «квадрата» на Shimano Hollowtech 2, каретка приобретет большую жесткость и легкость, обслуживание станет проще (хотя ресурс наработки на отказ хорошей каретки под квадрат выше). Вкупе с мерой, указанной в п. 4, это позволяет хорошо так облегчить велосипед.

Колеса. Убедиться, что покрышки целые. Поставить шины сообразно условиям предстоящего катания, не увлекаться лысой резиной («сликами»), помня, что современные кросс-кантрийные покрышки с умеренным по высоте протектором имеют сопротивление качению, лишь ненамного больше даже шоссейной велорезины. А разница в удержании велосипеда на поворотах разительно отличается, и что даже один раз упасть по вине сликов не очень то приятно. Не советую ставить покрышки шириной менее 2.2” на МТБ. Подумать о бескамерной установке покрышек, преимущества бескамерной установки очевидны, но стоит денег и требует обслуживания (периодическая замена герметика). Промежуточный вариант между обычной камерой и бескамеркой – тонкостенная камера из латекса (накат улучшается, но имеются свои минусы в виде необходимости постоянной подкачки колес). Большую роль играет давление в покрышках – многие часто перекачивают колеса, а между тем на правильном давлении, в районе 2-х атмосфер для обычных по ширине покрышек (точное значение можно высчитать по калькулятору в зависимости от ширины шины и массы ездока с грузом) – велосипед катит не только не медленнее – а даже быстрее, покрышки как бы «глотают» неровности, а энергия педалирования не расходуется на вертикальную раскачку, которая к тому же сильно утомляет ездока. Разумное давление в колесах – ключ к комфортной, безопасной и быстрой езде.

Педали. Замените штатные, часто предельно убогие, педали на современные, плоские, легкие, с развитыми шипами, на 2-х или 3-х промподшипниках. Или установите контактные педали под велообувь, если чувствуете себя в седле уже достаточно уверенно.

Тормоза. Убедиться в их работоспособности. Это – Ваша безопасность. Установить тормозные ручки правильно на руле – когда нажатие на ручку осуществляется только одним пальцем (никогда с завода так тормоза не ставят). Осмотреть роторы, очистить их от жира. Осмотреть колодки, при износе заменить. Прокачать гидравлику при необходимости. Заменить дисковые механические тормоза на гидравлические, как обладающие по совокупности лучшими свойствами. Если у Вашего велосипеда ободные тормоза, а менять велосипед целиком у Вас нет возможности – можно заменить только переднюю вилку с креплением под дисковый тормоз и поменять переднюю втулку под ротор. При торможении большую часть работы выполняет передний тормоз, так что такая замена значительно улучшит тормозные свойства и сделает их куда менее зависимыми от погодных условий.

Аксессуары

· Световые приборы – фара впереди, фонарь белого света впереди и красный фонарь сзади. Фара нужна настоящая, именно фара. Ее роль может выполнять и мощный фонарь, но, как показывает практика, фары светят грамотнее. Можно установить, помимо фары, дополнительно передний фонарь для улучшения собственной видимости на дороге (включен постоянно) и, уже обязательно, красный фонарь сзади. Экономить на свете не надо, себе дороже выйдет.

· Светоотражатели. Вещь очень нужная, повышающая безопасность. Раньше выпускались в виде тяжелых «катафот». Современные светоотражающие наклейки и ленты много легче. Разместите их на велосипеде по периметру. Помните, что чем виднее вы с велосипедом на дороге – тем безопаснее.

· Грипсы. Заменить на эргономичные – положительный эффект более чем очевиден.

· Рога на руль или специализированный туристический руль. Простое вроде бы решение – установка рогов на руль – а насколько сразу повышается эффективность езды! Практически любой наклон корпуса для обеспечения аэродинамики становится доступен. То же можно сказать о современных «эрго» рулях для туризма – увеличивая количество хватов – улучшается удобство поездки. Но обычный руль-флэт при установке рогов дает все то же самое, аэродинакиму дает даже лучшую, а весит конструкция меньше.

· Крылья. Суровая необходимость в нашем климате производить их установку, как бы, по мнению некоторых, крылья не уродовали внешний вид. Крылья должны иметь брызговики, без которых их эффективность часто недостаточна. Используется на амортизационных вилках также мини-подкрылок для защиты ног вилки от грязи.

· Подфляжники. Просто должны быть. Как правило — это удобно.

· Багажники или система крепления сумок. Это, собственно, то, что и превращает велосипед в туристический, так как в многодневный поход все равно необходимо везти какое-то снаряжение. Различают традиционную систему крепления системы багажник+велоштаны и современную новомодную «байкпакинг», когда багажника нет вовсе, а все снаряжение помещается во много разных небольших сумочек, которые распределяются по всему велосипеду. Автор настоящей статьи является сторонником концепции конвергенции этих способов и считает, что оптимум заключается в наличии двух облегченных багажников – переднего и заднего, к которым крепятся П-образные сумки умеренного размера, причем все три части сумок (сумка в центре и «штаны» по бокам) самостоятельно прикрепляются к багажнику. Это дает максимально низкий уровень центра тяжести и позволяет иметь достаточно места под размещение багажа, не перегружая ни зад ни перед. А внутри рамы размещаются две фляги и небольшая сумка под рамой под длинномер, типа складного каркаса палатки.

Какие велосипеды стоит рекомендовать для туризма?

Для туризма используются самые разные велосипеды. Как специализированные туринги, так и шоссеры-«эндуранс», грэвелы, дорожные, горные велосипеды, вплоть до двухподвесов. И, конечно же, рекомендуемый автором статьи тип велосипеда – горный (МТБ) велосипед на ригидной вилке.

Есть фанаты хромолевых рам, за их амортизационные и ремонтопригодные свойства, но в целом это дело вкуса. Они тяжелее алюминиевых равной прочности.

Горный велосипед на ригидной вилке представляет собой правильное и популярное направление в развитии велосипедов, за рубежом в реальных многодневных гонках и длительных туристических поездках большая доля именно МТБ-ригидов, часто оснащенных эрго-рулями или рулями-баранами (этот тип велосипеда приобрел собственное название «монстрокросс»).

Многие владельцы велосипедов по мере накопления опыта понимают, что малый вес велосипеда в его повседневной эксплуатации удобнее, нежели наличие амортизационной вилки начального уровня (как правило это пружинно-эластомерная вилка массой примерно 2500 г). Замена штатной начальной амортизационной вилки-макета на карбоновую дает облегчение велосипеда примерно на 1.8 кг, что будет очень заметно, большую точность в рулежке, и при этом сохраняется достаточный для городской и туристической эксплуатации велосипеда уровень амортизации.

Высшая ступень развития ригидного МТБ-велосипеда – семидевятер, о котором мы как-нибудь поговорим отдельно

Оригинал статьи размещен в майском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2020/05/34

Турист, охотник, стрелок-спортсмен. Родился и проживает в Екатеринбурге. Умеет метко стрелять, быстро ездить и разрабатывать эффективные стратегии. В первый поход отправился в 7 лет. Славы по рекам Урала начал с 1990 года. Предпочитает велосипед автомобилю и вообще за здоровый образ жизни. Считает Урал опорным краем державы.

автор Михаил Колотов

Турист, охотник, стрелок-спортсмен. Родился и проживает в Екатеринбурге. Умеет метко стрелять, быстро ездить и разрабатывать эффективные стратегии. В первый поход отправился в 7 лет. Славы по рекам Урала начал с 1990 года. Предпочитает велосипед автомобилю и вообще за здоровый образ жизни. Считает Урал опорным краем державы.

фото автора

Обложка майского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
Обложка майского 2020 года номера журнала “Уральский следопыт”