Многие стремятся оставить свой след на земле. Иногда этот след, выдержав масштабное уменьшение в тысячи раз, ложится на карту линией или точкой. На картах Свердловской области появилась новая линия – технологическая автодорога горнодобывающего предприятия. Дорога на Иовское плато. Она ведёт туда, откуда рукой подать до Конжаковского Камня, самой высокой вершины Свердловской области.

На всём Урале на обычном автомобиле только по этой дороге можно подняться до высоты 1100 метров и оказаться в зоне горной тундры и каменных пустынь. Теперь каждый любопытный человек получил возможность побывать в «сердце» Уральских гор. Совсем недавно этот путь, протяжённостью не менее 15 километров, занимал весь световой день и часто был непреодолим, если группа сбивалась с тропы, натыкалась на полосу лесного завала или снежную целину.

Перспектива строительства дороги и карьера на Иовском плато взволновала туристов, особенно тех, кто прокладывал свои маршруты к вершинам в 60-80-е годы прошлого века. Это волнение было связано не только с заботой о сохранении заповедного уголка природы. Получалось, что любой человек без мечты и физических усилий может прикоснуться к «нашим местам». Здравый смысл не позволил этому волнению перерасти в действия.

Обычно горнодобывающие предприятия не пускают посторонних на свою территорию, но «Дунитовой» дорогой (ей уже придумали название) пока может воспользоваться любой желающий. Десятки и сотни людей появляются ежедневно на этой дороге. Многие из них понятия не имеют об окружающем мире, довольствуются беглым осмотром окрестностей или, в лучшем случае, пытаются что-нибудь выяснить друг у друга. Сложилась странная ситуация – самый посещаемый природный туристический объект области просто фантастически не обустроен.

Историческая справка

Дорогу на Иовский перевал построило предприятие ООО «ДУНИТЫ СЕВЕРНОГО УРАЛА». Руководитель предприятия Николай Венедиктович Кузьмин всю свою жизнь занимается разработкой полезных ископаемых и строительством автодорог на Северном Урале. Он согласился дать нам небольшое интервью.

«Впервые про дуниты я узнал в 1983 году, когда на Иовское плато вертолётами стали забрасывать оборудование для разведки. Чтобы побывать на месторождении, пришлось наняться грузчиком на один рейс вертолёта. Потом случилось побывать на Свердловском заводе огнеупоров и своими глазами увидеть продукцию, которую можно сделать из дунита.

После завершения геологоразведочных работ документацию передали Богдановичскому заводу огнеупоров. Они полетали, посмотрели. Как туда добираться? И всё заглохло на долгие годы. А меня идея разработки месторождения взволновала. Месторождение отличное. Разбурено только 80 метров, а запасы – 152 млн тонн. Куда больше! Рудное тело однородное, сложности для разработки не представляет. Вскрыши всего 2 метра. Почему бы не попробовать, если никто не хочет? Параллельно стал изыскивать дорогу. Проработал 7 вариантов. Всё исходил своими ножками. По карте смотрю: вроде прекрасно. Пойдешь по местности – а там пропасть непреодолимая. Другой вариант смотришь, там гряда скал.

Когда строили дорогу и подошли к верховьям реки Серебрянки, в душу сомнения закрадывались. Как же пройдем этот участок? Говорю рабочим, давайте аккуратно, осторожно, чтобы курумник не пополз и не завалил вас. Хорошо, сделаем. И прошли. Мужики уральские – молодцы. Техники было: 1 экскаватор, 1 бульдозер и 1 самосвал. Людей всего 12 человек. Мы построили дорогу за 11 месяцев. Знающие люди удивляются. Много неровностей – «стиральная доска». Сейчас расширяем дорогу и подсыпаем щебнем. А стоит ли ее улучшать? Самосвалы на спуске более 20 км не развивают из-за ограничений горного тормоза, вверх тоже особо не разгонишься. Это палка о двух концах. Будет ровная дорога, начнут гонять по ней.

По дороге очень много людей ездит. Со всей страны, иностранцы. Чтобы подняться в горы без этой дороги, нужно лошадиное здоровье. И ничего не видишь, пока целый день по тайге пробираешься. Красоты этой. А с дороги наблюдаешь великолепие гор и начинаешь понимать, что такое Урал. Среди старых туристов есть противники этой дороги. Сейчас их меньше.

Хорошо, что сейчас любой, даже инвалид, может потихоньку подняться на Серебрянский, Конжаковский Камень. Вот она, Уральская Швейцария! Есть прекрасное место на перевале между горой Трапеция и Серебрянским Камнем. Можно поставить туристический поселок».

Описание маршрута по Дунитовой дороге

№ точки точка 0

Дунитовая дорога начинается на 40 км шоссе Карпинск – Кытлым . Она имеет длину 16,8 км и поднимается вверх на 840 м.

Географические координаты, WGS-84
N 59º35’28,1”
E 59º23’33,5”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6611,07
Y, км 10632,69

Профиль Дунитовой дороги.

Первый участок дороги

пологий, подъём длиной 1,7 км. Через 0,9 км справа небольшой карьер. Его называют песчаным, так как плагиогранит с поверхности при выветривании превратился в дресву (смесь песка и мелкого щебня).

№ точки точка 1
Название точки Начало крутого подъёма
Расстояние от начала дороги, км. 1,7
Высота 320

Географические координаты, WGS-84
N 59º35’41,0”
59º21’48,8”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6611,41
Y, км 10633,48

Второй участок дороги

имеет протяжённость 2,2 км и является самым утомительным для пешехода. На коротком отрезке происходит значительный набор высоты (200 м). В начале участка крутой подъём с уклонами до 14%.

№ точки точка 2
Название точки Свороток к бывшей базе МЧС
Расстояние от начала дороги, км. 3,9
Высота 667

Географические координаты, WGS-84
N 59º36’08,1”
59º19’49,1”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6612,18
Y, км 10631,57

Третий участок дороги

(3,9 км – 5,7 км) интересен тем, что пересекает хороший кедровник. Для нас, уральцев, кедровник не новость, а вот приезжим рекомендуется устроить привал и побродить среди могучих кедров. Осенью в урожайный год под вопли кедровок можно набрать кедровых шишек. Дальше в горы стволы этого прекрасного дерева становятся всё более и более угнетёнными, уменьшается размер и количество кедровых шишек. В конце участка видны макушки скал южного отрога Серебрянского хребта.

№ точки точка 3
Название точки Водослив
Расстояние от начала дороги, км. 5,7
Высота 757

Географические координаты, WGS-84
N 59º36’06,4”
59º18’10,2”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6612,08
Y, км 10630,02

Четвёртый участок

длиной 1,2 км характеризуется выходом дороги из густого высокого леса на южный отрог Серебрянского хребта. Дорога врезается в скалы. Чтобы их преодолеть, пришлось вести взрывные работы. Энергия взрывов раздробила скалы, кругом груды камней. Хорошее место для геологических наблюдений. Наибольшее внимание привлекает громадный купол Косьвинского Камня. Он часто прикрыт шапкой облаков.

№ точки точка 4
Название точки Смотровая площадка
Расстояние от начала дороги, км. 6,9
Высота 859

Географические координаты, WGS-84
N 59º36’15,7”
59º17’02,5”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6612,33
Y, км 10628,95

Пятый участок

имеет длину 1,3 км, и снова остановка для осмотра окрестностей (точка 5). Вверх по склону скопление скал причудливой формы. Со временем дорога обрастёт своей топонимикой. Например, для места, где дорога проходит между двух отдельно стоящих скал, подойдёт название «Каменные ворота». ФОТО165 КАМЕННЫЕ ВОРОТА. За Каменными воротами слева от дороги расположилась скальная группа. Композиция напоминает «Группу товарищей», устремлённых к своей цели.

№ точки точка 5
Название точки Каменные ворота
Расстояние от начала дороги, км. 8,2
Высота 933

Географические координаты, WGS-84
N 59º36’34,9”
59º16’13,7”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6612,90
Y, км 10628,17

Шестой участок дороги

От Каменных ворот дорога проходит выше границы леса и делает дугу длиной 4,8 км, вписываясь в крутые склоны верховьев долины реки Серебрянки. Выположенные временем стенки ледникового цирка переходят далеко внизу в долину реки, загромождённую волнами моренных отложений. Справа от дороги скальные гребни и вершины Серебрянского хребта. Иногда здесь можно увидеть альпинистов, отрабатывающих технику горовосхождения

Вероятно, этот перевал является самым тихим в районе Конжака. От преобладающих западных ветров его загораживает массив г. Трапеция. По мнению Н.В. Кузьмина, здесь лучшее место для туристического приюта.

№ точки точка 6
Название точки Указатель «На Серебрянку»
Расстояние от начала дороги, км. 9,8
Высота 1018

Географические координаты, WGS-84
N 59º37’25,1”
59º15’58,6”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6614,44
Y, км 10627,88

Седьмой участок дороги

После перевала «Весёлая поляна» дорога проходит без значительного набора высоты около 1,6 км по северному склону горы Трапеция к следующему перевалу (точка 8). Гора Трапеция, находящаяся слева от дороги, особого интереса не представляет, хотя некоторые туристические группы прокладывают через нее свои маршруты, набирая зачётные километры и вершины.

№ точки точка 7
Название точки Перевал 1089,5 «Веселая поляна»
Расстояние от начала дороги, км. 13,0
Высота 1090

Географические координаты, WGS-84
N 59º37’12,1”
59º13’06,0”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6613,95
Y, км 10625,19

Восьмой участок дороги

начинается с безымянного перевала (1163,2 м) между г. Трапеция и г. Дюпарков Камень . Перевал представляет собой участок горной тундры. На поверхности много крупных глыб и скальных останцев. Если вы пришли пешком, то начинать маршрут на Конжак нужно здесь.

№ точки точка 8
Название точки Перевал 1163,2
Расстояние от начала дороги, км. 14,6
Высота 1150

Географические координаты, WGS-84
N 59º37’20,2”
59º11’34,2”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6614,15
Y, км 10623,74

№ точки точка 9
Название точки Шлагбаум карьера
Расстояние от начала дороги, км. 16,8
Высота 1140

Географические координаты, WGS-84
N 59º38’02,3”
59º10’15,3”

Прямоугольные координаты, СК-42
X, км 6615,41
Y, км 10622,46

История создания Дунитовой дороги читай здесь:
Линия на карте: дорога на Иовское плато

Стоит более подробно рассказать о местности, куда вас привела

порода, ради которой создана дорога - дунит
порода, ради которой создана дорога – дунит

Дунитовая дорога

Гора Конжаковский Камень

(1569,6 м) – высшая точка Свердловской области. Стандартный маршрут восхождения проходит по так называемой «марафонке» – специально проложенной трассе для горного марафона. Наиболее сложным является маршрут вверх по реке Полудневой на Иовскую площадку и далее на вершину. Основной «изюминкой» этого маршрута является штурм Иовского провала. Подъем и особенно спуск в Иовский провал зимой в плохую погоду является наиболее опасным участком маршрута – здесь нередко происходят драматические, а порой и трагические события, связанные с заблудившимися, слабо подготовленными или слишком самонадеянными туристами. Возможны снежные осовы – небольшие лавины. В прошлом веке популярным был маршрут на Конжак по реке Катышер. Сейчас он используется туристами гораздо реже, но, на мой взгляд, является интересным.

От Дунитовой дороги восхождение на Конжаковский Камень можно совершить за несколько часов по одному из двух маршрутов.

Первый маршрут начинается с перевала 1163,2 м (точка 8). Средний магнитный азимут движения к вершине 275°, расстояние 4,0 км. Но в горах прямых путей не бывает. Сначала с небольшим набором высоты нужно обогнуть слева конус Дюпаркова Камня и выйти на Конжаковский перевал, по которому проходит марафонская трасса, обозначенная вешками. За ровной площадкой перевала, имеющей ширину 350 м, начинается крутой подъём на гребень, осложняющий склон Конжака. Вершину гребня лучше обойти справа и выйти на следующий за ним небольшой перевал. Дальше только вверх.

Второй вариант маршрута начинается от карьера (точка 9). Магнитный азимут движения на вершину 245°. Длина маршрута – 2,5 км. Превышение, которое нужно преодолеть, – 460 м.

Гора Дюпарков Камень

это вершина с высотной отметкой 1311,0 м. Официального названия на государственных топографических картах не имеет. Туристы называют вершину Южный Иов, геологи – Дюпарков Камень. Идея увековечить имя Луи Дюпарка на карте Урала принадлежит известному уральскому геологу О.К. Иванову. На вершине установлена мемориальная табличка. Вершину украшает скальный останец замысловатой формы, который с некоторого ракурса напоминает лицо человека.

Гора Иов

(1263,2 м) находится в 1,5 км на север от дунитового карьера. К ней воздымается северная часто Иовского плато. . Небольшая высота и пологий подъём редко привлекают туристов к этой вершине.

Иовское плато

обширный (2,4 км х 0,5 км) участок горной тундры, к которому спускаются каменные осыпи окрестных гор. С плато берут начало реки Конжаковка, Северный Иов, Полудневая. Образование плато связано с интенсивным выветриванием дунитов Иовского тела. Плато иногда называют Иовским перевалом, но фактически это два перевала: Конжаковский и Иовская площадка, которые представляют собой горизонтальные «поляны» диаметром около 200 метров, соединённые пологим склоном.

Иовская площадка находится в 1,3 км на север от Конжаковского перевала и ниже его на 100 метров. Она является перевалом между тремя вершинами: Конжаковский Камень, Иов и Дюпарков Камень. В центре Иовской площадки находится небольшое озеро диаметром до 100 метров. Озеро очень мелкое, в засушливое лето пересыхает, средний урез воды имеет отметку 1124,5 м. Возможно, это озеро является самым высокогорным на Северном Урале. В связи с разработкой карьера озеро исчезнет, но можно надеяться, что после окончания горных работ на месте карьера образуется рукотворный водоём с чистейшей водой и он станет ещё одной достопримечательностью Урала.

Характерная поверхность выветривания дунитов в обнажениях Иовского провала
Характерная поверхность выветривания дунитов в обнажениях Иовского провала

Иовская пропасть (провал)

привлекает к себе особое внимание. Это один из немногих, хорошо сохранившихся на Северном Урале ледниковых цирков. Крутые склоны, покрытые курумником, чередуются с обрывистыми скальными стенками. Средняя крутизна склонов – 35 градусов, глубина цирка – 300 метров. Грандиозность Иовской пропасти на фоне обычных горноуральских пейзажей завораживает. Поражает также коварство пропасти – пологий склон плато неожиданно становится опасным, особенно зимой.

Скалы "Группа товарищей"
Скалы “Группа товарищей”

Оригинал статьи размещен в апрельском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2020/04/38

Геолог, преподаватель Исовского геологоразведочного техникума, г.Нижняя Тура.

автор Пудовкин Александр Егорович

Геолог, преподаватель Исовского геологоразведочного техникума, г.Нижняя Тура.
Фото Ирина Лобанова
Обложка апрельского 2020 номера журнала "Уральский следопыт"
Обложка апрельского 2020 номера журнала “Уральский следопыт”