Забытые авиакатастрофы Урала

В 1928 году в ОКБ А.Н. Туполева был разработан проект и чертежи пассажирского самолета ПС-7 (АНТ-7). В 1933 году первый опытный пассажирский вариант прошел заводские испытания. В 1936 году в Гражданском воздушном флоте началась эксплуатация пассажирского самолета ПС-7. Самолет в сухопутном и в поплавковом вариантах долго использовался в восточных и арктических районах страны.

Цельнометаллический моноплан с двумя двигателями М-17 мощностью по 500-680 л.с. Благодаря большому радиусу действия эти машины успешно применялись при картографических съемках отдаленных и малоизученных районов Сибири.

Коммерческая загрузка составляла 700 кг. Максимальная скорость – 240 км/час. Крейсерская скорость – 220 км/час. Длина самолета – 14,75 м, размах крыла – 23,2 м. Расчетная дальность – 900 км. Самолет мог брать семь пассажиров. Экипаж состоял из двух человек.

Самолет был устойчив на всех режимах, прост и удобен в управлении, легко взлетал. Машину допустили к эксплуатации в качестве скоростного дальнего пассажирского самолета

20 октября 1941 года командир Обского отдельного авиаотряда ГВФ (аэропорт Тюмень-Плеханово) дал распоряжение подготовить 21 октября самолет ПС-7 к полету в г. Свердловск. Цель: доставить работников Обского отряда и работников ВОХР на заседание партийной комиссии при политотделе Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск. 21 октября вылет был перенесен на 22 октября.

В нарушение инструкции был допущен перегруз самолета на 160 кг.

Техник ГСМ устранился от исполнения своих прямых обязанностей, так как выполнял работу в аппарате Управления. Контроль над горючим, выдача паспортов на топливо и ГСМ не производились. Топливозаправочное оборудование находилось в грязном состоянии, что не исключало возможности попадания грязи и воды в баки самолета. Реально лаборатория ГСМ не работала. Перед вылетом авиатехник после опробования двигателей капоты для дальнейшего осмотра не вскрывал, слив топлива из отстойников баков на предмет наличия воды и примесей не производил.

ПС-7
ПС-7

Перед вылетом карта предполетного осмотра самолета не оформлялась и пилоту для росписи не предоставлялась.

Пилотировать самолет до Свердловска командир отряда решил сам. Пилот посадил на борт самолета 7 служебных пассажиров. За бортмеханика был назначен сменный инженер. Третьим членом экипажа был бортрадист.

22 октября 1941 года в 08:05 самолет ПС-7 с бортовым номером Л-3751 произвел взлет с посадкой в Свердловске.

Погода по маршруту Тюмень – Свердловск: нижний край облачности (высота) 600-1000 м, видимость под облаками до 10 км, температура воздуха минус 9°С.

общая карта с местом падения
общая карта с местом падения

Радиостанция аэропорта вылета за самолетом не следила.

Командир отряда производил полет на высоте ниже 100 м. Через 1 час 10 минут полета на расстоянии 110 км от аэропорта Свердловска, в районе станции Дубровная, отказал левый двигатель. Самолет начал входить в разворот с левым креном, переходя в большой угол пикирования. Самолет левым крылом столкнулся с деревом и, развернувшись на 180°, упал на землю. Угол падения 70 градусов. Место падения– 1,5 км от села Чернокорова Сухоложского района Свердловской области. Несмотря на выключенное зажигание, самолет загорелся и полностью сгорел. Пилот, бортмеханик и 7 пассажиров погибли на месте. Бортрадист получил тяжелые ранения и ожоги, скончался в больнице на третьи сутки.

В процессе расследования выяснилось, что командир отряда систематически допускал полеты на недопустимо низкой высоте, беря препятствия горками.

Вспоминаю… Начало 1980-х. Архипелаг Новая Земля. Командир вертолета Ми-8 (командир являлся инспектором) осуществлял перевозку пассажиров и груза в полярную ночь над безориентирной местностью. Самовольно уменьшил высоту полета и… мягко «остановился» на сопке. Силами спасательной службы пассажиры и экипаж были эвакуированы.

Из личного опыта могу подтвердить, что от полетов на малой и предельно малой высоте действительно получаешь особое удовольствие. Летчик, по своей натуре, готов выполнить фигуры пилотажа, непредусмотренные заданием, почувствовать себя в воздухе асом, «примерить шапку» героя и испытать на себе восторженные взгляды членов экипажа и наземного технического состава. Читатели неоднократно видели пилотаж группы реактивных истребителей над аэропортом Арамиля (Уктуса). Вспомните, какой восторг вызывает у зрителей этот пилотаж, а ощущения самих летчиков описать вообще невозможно.

Отказ двигателя, слабая дисциплина в отряде, полет на преступно низкой высоте явились главными причинами катастрофы. Если бы пилот разбившегося самолета выполнял полет на необходимой высоте, то при остановке двигателя у него была бы возможность запустить двигатель или произвести посадку на вынужденную на выбранную ровную площадку, а может, продолжить полет на одном работающем двигателе. Необходимой высоты не было, быстро отреагировать рулями управления на отказ двигателя пилот не сумел.

В процессе службы я неоднократно отрабатывал на различных типах истребителей пилотирование с остановленным одним двигателем или поставленным на упор малого газа. Второй двигатель выводишь на повышенную тягу и выполняешь заход на посадку, и саму посадку осуществляешь с помощью другого двигателя. Такой полет выполняешь согласно полетному заданию и к нему очень тщательно готовишься.

Знакомясь с материалами авиакатастроф того времени, видишь недостаточную подготовку пилотов к действиям при отказах техники, недисциплинированность самих пилотов. Вспоминаю, как в 1970-х годах каленым железом выжигалась в авиации недисциплинированность, нарушения полетного задания, хулиганство в воздухе. Руководящие документы организации полетов написаны кровью. Несоблюдение их приводит к печальным, часто трагическим событиям

читайте еще публикации в рубрике

Забытые катастрофы Урала

Падения юнкерсов на Урале
Неприятности встали в очередь…
Пассажирский самолет К-5 в районе Талицы

Оригинал статьи размещен в мартовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2020/03/18

автор Юрий Мамонтов

Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.
Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.

Автор очерка благодарит за оказанную помощь, предоставленными фотографиями, музей Университета Гражданской авиации в Санкт-Петербурге, историка-исследователя, консультанта музея Петрова Геннадия Федоровича.

обложка мартовского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
обложка мартовского 2020 года номера журнала “Уральский следопыт”

 Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите “ 👍 ” и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях