Забытые катастрофы Урала

На Урале с 30-х годов прошлого столетия по настоящее время происходили авиакатастрофы. Отдельные из них забыты, другие остались в документах, фотографиях и памяти старожилов. Я хочу рассказать об авиакатастрофах, показать фотографии самолетов – участников летных происшествий, показать географические карты мест падения самолетов.

Тактико-технические характеристики самолета К-5

  • Главный конструктор: Калинин К.А.
  • Первый полет: 18 октября 1929 года
  • Начало эксплуатации: 1930 год
  • Конец эксплуатации: 1943 год
  • Единиц произведено: 260
  • Экипаж: 2 человека
  • Вместимость: 8 пассажиров или 690 кг груза

1 мая 1933 года в 14:40 экипаж самолета К-5 (СССР-Л463), Московского управления воздушных линий «Трансавиация» ГУ ГВФ Аэрофлот, получив из Янаула утвердительный ответ на (повторный!) запрос о возможности приема самолета, произвел взлет из Свердловска на Янаул, далее на Казань. От Свердловска полет проходил на высоте 800 м. В районе пролета населенного пункта Капралово самолет вошел в снежный заряд.

Пассажирский самолет К-5 конструктора К.А. Калинина, созданный в 1929 году, явился воплощением лучших качеств всех его предыдущих машин. За 4 года неустанных поисков после его «первенца» К-1 вес самолетов удвоился, а вес полезной нагрузки увеличился более чем в два раза. Конструкторы учли все замечания, сделанные пилотами в ходе эксплуатации серийных самолетов К-4. машину включили в пятилетний план опытного самолетостроения. В то же время аналогичное задание получила конструкторская группа, руководимая А.Н. Туполевым. Их проект самолета АНТ-9 также включили в план развития гражданской авиации.

самолет К-4 послужил прототипом следующему самолету в серии КАЛИНИН – К-5

Пилот принял решение продолжать полет и произвел снижение на высоту 300 м. Но уже в районе ст. Бисертский завод самолет попал в сплошную метель. Пилот сделал круг, видимо, ища посадочную площадку. Увидел просвет и продолжил дальнейший полет в направлении пос. Контуганово, где и принял решение выполнить посадку и переждать неблагоприятную погоду.

На втором круге, выполняя заход на посадку, самолет на высоте 50-60 м зацепил левой плоскостью (крылом) березу и … ударился о землю. Место падения  Нижнесергинский район Свердловской области, близ деревни Талица (2 км от Контуганово). Время падения – 16:20. Пилот и бортмеханик получили тяжелые ранения. Пилот впоследствии скончался. Два пассажира получили легкие ушибы. Сам самолет был разбит.

Основной причиной катастрофы являлся неудовлетворительный анализ погоды метеослужбой. Несмотря на то, что снежный буран шел от Янаула до самого Свердловска, в прогнозе указывалась только возможность дождей местного характера. Другой причиной является неправильное принятие решения пилотом выполнять посадку в гористой местности при неудовлетворительной горизонтальной видимости.

Мое мнение – необходимо было вернуться на аэродром вылета в Свердловск и переждать неблагоприятную погоду.

Вероятно, можно найти среди читателей тех, кто был свидетелем, найти новые фотографии и описания минувших событий. А может быть – новые факты. Не исключаю – могут быть организованы из числа любознательных экспедиции по поиску мест падений самолетов и оставшихся обломков.

Оригинал рассказа опубликован в ноябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2019 год здесь

https://wp.me/s9xre6-4142

автор Юрий Мамонтов

Военный летчик 1 класса . Ветеран военной службы. Ветеран труда. В 1977 году закончил Армовирское летное училище летчиков. Слуджил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках в Заполярном Урале.
Обложка ноябрьского 2019 года номера журнала “Уральский следопыт