в отчете Русскому Географическому Обществу

В 1993 году учащиеся Черемисской школы под руководством С.Н. Белоусовой ездили в Санкт-Петербург. По просьбе сотрудников Черемисского музея они должны были посетить Русское Географическое Общество, в архиве которого хранится документ о селе Черемисском.

Русское Географическое Общество было основано 18 августа 1845 года. В первые годы существования Общества перед ним встала задача собирания сведений о быте русского народа. В связи с этим появилась необходимость составить документ, содержащий в себе подробный перечень требуемой для сбора информации. Основным составителем программы являлся Н.И. Надеждин, также в разработке концепции принимали участие К.А. Неволин и, возможно, В.И. Даль.

В 1848 году этнографическая программа Русского Географического Общества была напечатана в количестве 7000 экземпляров и разослана по губерниям «с целью собрать сведения о простом русском человеке, о народном быте коренного русского населения во всех его оттенках».

Черемисский богоявленский храм 1913 год

Оно (т.е. РГО) пригласило людей любознательных, в подручных наблюдению их местностях, обратить внимание:

1) на наружность жителей, замечая все более или менее характеристические особенности их телосложения и вида;

2) на язык, главный орган народности, во всем разнообразии его местных наречий и говоров;

3) на домашний быт, в котором всего вернее сохраняется древнее наследие первобытных нравов и обычаев народа;

4) на те остатки быта общественного, где сила времени и других влияний не затерла следов первоначального устройства народной жизни из самой себя;

5) на умственные и нравственные отличия, во сколько видно в них природное направление и развитие народного духа, а не внешние заимствования путем подражания, переимчивости;

6) наконец на народные предания и памятники эту живую, беспристрастную историю, в которой народ высказывает себя, как он есть, без всякого притворства и самообольщения.

Внешний вид крестьянской избы

Учащиеся Черемисской школы привезли в музей копию одного из таких отчётов этнографической программы.

С тех пор в фондах Черемисского музея хранится уникальный документ – «Отчет о селе Черемисском, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии в Русское Географическое Общество», датируемый 17 декабря 1848 года. Статистические сведения о селе Черемисском собирал и писал священник Черемисского Богоявленского храма Павел Горский.

П. Горский закончил Пермскую духовную семинарию. Одним из первых он служил в Черемисском Богоявленском храме, который строился с 1841 по 1851 годы. П. Горский строго следовал анкете этнографической программы, подробно отвечая на поставленные вопросы.

В первой главе «Село Черемисское» автор сообщил, что на данный период, то есть на 1848 год, в селе живут государственные крестьяне. Указал дату основания села – 1670 год и рассказал о первых поселенцах-черемисах. «По выдворении их за беспокойства, причиняемые соседям, вскоре здесь первоначально на ключе, называемом Макаровом, поселились семейства три из выходцев казанских». Обстоятельно священник описал наружность жителей: «Их рост, как мужчин, так и женщин, средний, части тела пропорциональны. Лоб хотя несколько выпуклый, но правильный – небольшой, нос, рот и подбородок обыкновенные, щеки и грудь ровные, волосы преимущественно русые, глаза голубые и серые. По телосложению крепки, к трудам им свойственным способны, в которых упражняются без лени и вялости».

Женская одежда

Вторая глава посвящена языку местных жителей. П. Горский указал на такие особенности языка: «Уклонение их языка от грамматических правил состоит в изменении гласных и согласных. Литер «а» превращают в «о» и «е»: «чесы – часы, омбар – амбар», в прибавлении литера в словах ненужных: «смысел – смысл, куплею – куплю», в употреблении дательного падежа множественного числа вместо творительного «делаю рукам (руками), хожу босым ногам (босыми ногами), по городами (по городам)», в неуместных приговорках «надо-ка, надо-ся, тамо-ка, чево – тося». Также автор представил множество слов из местного диалекта: «айда и айдате» – пойдем, идите, «баско» – красиво, «баско на дворе» – этим выражается приятная погода, «балякать» – говорить ненужное, «грепта» – забота, «мудро дело жить» – надобно жить осторожно, «наблошниться» – хорошо чему-нибудь научиться, «поначе» – получше, «скус, скусный» – вкус, вкусный, «самоварник пить» – пить чай. Всего приводится 153 слова.

Типичная посуда

В главе «Домашний быт» П. Горский дал подробное описание крестьянской избы: «Всякий хозяин по обыкновению желает предпочтительно иметь так называемую связку, то есть две избы: переднюю и заднюю. Или вместо задней клеть, если нет достатка чулан бревенчатый или досчатый. Подле связки задний двор с малой избой и одним или двумя хлевами для мелкого скота. По усмотрению хозяина ставится амбар, конюшни, бани, как лучше и удобнее…». «Внутренне убранство во всех домах одинаково – просто: передний угол занимается божницей, вроде полочки, на которой ставятся святые иконы медные или деревянные. Большею частью суздальского мастерства. Деревянный большой стол с выдвижным ящиком. Кругом стен вверху полки, внизу лавки. К задней стене над дверьми устраиваются полати. В соседстве к ним имеется печь – русская. Возле печи делается прилавок или шкаф для посуды. От печи к передней стороне имеются также полки, называемые грядками…».

Интерес вызывает описываемая одежда, которую носили по будням и праздникам. Например: «Платье будничное мужское: белье пестрядное, шерстяной пояс, бахилы (вроде больших сапог), чекмень из своедельного черного сукна, пониток, шляпа поярковая валеная из белой шерсти. Женское – верхница синяя, называемая дубасом (вроде сарафана), холщовая рубаха с пестрядными рукавами, ситцевый на голове платок, шерстяной пояс…». Праздничное – мужское: рубашка ситцевая кумашная – красная без воротника, сапоги с каблуками, шелковый пояс. Женское – шелковый красный сарафан с проймами, обшитыми позументом, рубаха с гарнитуровыми рукавами желтого цвета, шелковый красный на голове платок».

Передний угол дома

Главными занятиями жителей были хлебопашество и скотоводство. Жжение угля в свободное от сельских работ время для поставки на заводы и работа на частных золотых промыслах. В пищу употребляются местные продукты: крупа, горох и огородные овощи. Также говядина, баранина. Особенных кушаньев, любимых лакомств не существовало.

Павел Горский подчеркнул способности и нравственность: «Жители села Черемисского смышленые, добродушные, веселые, разговорчивые, гостеприимные, к церкви усердные».

К сожалению, в фондах музея нет фотографии Павла Горского. Прочитав документ, обращаешь внимание на факт, что его составлял образованнейший человек своего времени. Мы благодарны Павлу Горскому, который выполнил этот труд, дал нам возможность заглянуть в прошлое и узнать о жизни жителей села Черемисского середины XIX века.

Автор Наталья Першина

Першина Наталья

Родилась в селе Черемисском, закончила Нижне-Тагильский педагогический институт, исторический факультет. Работает экскурсоводом Черемисского историко-литературного музея.