Об элекричкинге и последних романтиках железных дорог

В 2000-ых, когда огромная часть населения России пересела из холодных и шумных электричек в душные комфортные автобусы, эти люди обнаружили, что стук колес для них милее любого мягкого кресла и аромоелочки, подвешенной к зеркалу автомобиля. Ни за что они не променяют электрички на самолеты, однообразные пляжи, коктейли. Станция «Электричнинг». Осторожно, двери открываются. Просим провожающих, Федю Кулакова и Дениса Разина, срочно войти в вагон. Внимание, повторяем. Станция «Электричнинг».

Денис Разин — создатель и администратор группы «Вдаль на электричках!», объединившей единомышленников со всей России. В то время, когда шум колес не составляет его окружающую атмосферу, Денис старательно учится на инженера-радиоэлектронщика. На другие увлечения времени не хватает, ведь созданная в 2009 году группа круглый год назначает всё новые маршруты. На сегодняшний день компания единомышленников совершила свыше 150. Во «ВКонтакте» у неё несколько тысяч участников, хотя на самом деле в путешествиях находятся от 4 до 15 человек. Хорошая компания, карта, минимум денег, иногда, специальное снаряжение, — всё, что нужно для путешествия. Только посмотрев фотографии с поездок, почитав обсуждения, можно пожалеть, что столько лет своей жизни ты впустую потратил на пыльные дороги, страшные воздушные трассы. Преимуществ у такого неудобного, казалось бы, способа передвижения, множество:

— Я раньше регулярно сплавлялся на байдарках, но это сошло на нет, когда я понял, что путь на поезде до мест, где предстоит плавать, и обратно приносит куда больше удовольствия, — рассказывает Денис Разин. — Плюсы электричнинга:

Во-первых, массовость. Ездить на электричках можно даже очень большой компанией, при этом не разделяясь.
Во-вторых, предсказуемость. С вероятностью 99% поезда приходят по расписанию и почти не стоят в пробках (хотя, уж если встанут, то это шляпа).
В-третьих, отсутствие зависимости от погоды.
В-четвёртых, поскольку это вольное путешествие, то можно взять и вообще не поехать или оперативно сменить направление, выйдя на ближайшей остановке.
В-пятых, почти полное отсутствие амуниции. Конечно, неплохо иметь набор специальных поездных ключей и пару перчаток, но можно отлично ехать и без этого.

— Денис, а с какими трудностями сталкиваетесь при путешествии?
— Злобный контроль (у вас, в Свердловской области, особо злобный, да ещё и очень многочисленный), большое время ожидания между электричками при необходимости уложиться в определённые временные рамки, т. е. сравнительно небольшая скорость передвижения, трудность нахождения вписки (временная прописка у незнакомых людей, обычно, бесплатная, – прим. авт.) на всю толпу и, как следствие, вынужденные ночёвки на вокзалах.

Но проезд без билета, спортивные нагрузки в виде бега наперегонки с контролерами и подтягивания при подъеме на крыши поезда, малоприятные ночи на вокзале всё равно не пугают группу энтузиастов. Один из них — Федор Кулаков.

— В детстве ж/д станция находится в 200-ах метрах от дома. Они (электрички) просто были где-то совсем рядом. Всегда, — вспоминает Федя.

Ему 19 лет, формально — студент, но на учебу времени не хватает. Федор работает и путешествует в компании единомышленников на «собаках», как называют молодые люди свой главный транспорт, потому как он у каждого столба останавливается. Попугай, корыто, тетушка, барыга, РАшка, электрон, элка, майдан — это названия для всевозможных видов поездов и электричек. Непосвященному человеку будет сложно разгадать лексическое значение слов, которыми пользуются люди, занимающиеся электричнингом. Мы поговорили с Федей.

— Расскажите о самом запомнившемся путешествии?
— С нашим весьма смелым стилем езды масса эмоций может остаться даже от вылазки в соседний город.

— С какими трудностями сталкиваетесь?
— Трудностей практически не возникало — почти всегда удавалось договариваться с людьми и на корню решать возникающие проблемы. Самое страшное, что было — это потеря всех денег и документов в 250 км от дома. Тогда из шести запланированных электричек проехать пришлось только на двух — дальше сумел напроситься поочередно сначала в кабину локомотива грузового поезда (Орехово-Зуево — Владимир), а затем в пустое купе пассажирского (Ковров — Нижний Новгород).

— Чем заняться в пути?
— В поездках (именно в процессе), в основном, просто общаемся. Я предпочитаю ездить без алкоголя и того же обычно требую от попутчиков. В городах, в которых приходится останавливаться, просто гуляем.

Это не для всех. Сложно бегать по вагонам, не спать по ночам и пользоваться минимумом вещей. Но по мне, это лучше, чем два скучных билета и отдых «под ключ». Может, в Москву я на электричке и не уеду, но вот в Екатеринбург при первом же представившемся случае – обязательно. Под стук колес…

Немного из словаря электричнинга:

Волна — последовательность согласованных (в той или иной степени) пригородных поездов, пересаживаясь с одного на другой, мы и перемещаемся.
Попугай — экспресс.
Собака, корыто, электрон, элка, майдан — наше основное средство передвижения.
Тётка, тётушка, подкидыш, тарзан, муха, мотаня — пригородный поезд, который тащит тепловоз или электровоз (т. е. состоящий из несамоходных вагонов). Термин происходит от аббревиатуры ТЭТ (тепловозно-электровозная тяга).
ТЧМ — машинист.
ТЧМП — помощник машиниста.
Фартук — подставка перед дверями в тамбуре, на остановках с низкими платформами должна быть убрана.

Алёна УЛЬЯНОВА
Фотографии предоставлены автором

Этот материал написан участницей нашего кружка travel-журналистики. На занятиях 
мы говорили о необходимости находить темы, которые неочевидны. Вещи, о которых 
ещё никто не писал. И Алёна смогла разыскать интересную тему.