Очерк об исламской архитектуре

Как сейчас помню, был последний день нашего второго путешествия в Куала-Лумпур (Малайзия). За окном стояла невыносимая жара, чистое голубое небо не предвещало изменений погоды, намёка на прохладный ветерок и в помине не было. Мы с Денисом сидели под кондиционером в номере хостела и искали информацию о достопримечательностях, которые ещё не успели посмотреть.

Открыв мобильное приложение, стали перебирать места: здесь были, здесь тоже, это не интересно, это далеко. Хм… ничего не нашли. Спустя две минуты Денис окликнул меня: «Смотри, какая-то большая мечеть, нашёл в гугл-картах. Странно, что про неё нет отзывов, и в мобильном приложении тоже особо ничего не написано. Ехать не далеко, погнали?»

Взяв с собой рюкзаки, минеральную воду, портативную зарядку и длинный платок (для входа в мечеть), мы отправились на остановку. Нужный нам автобус уехало прямо перед носом. Остановка не была оборудована удобствами — лавочкой и крышей, чтобы спрятаться от дождя, а в нашем случае от невыносимой жары. Мы, не унывая, решили, что совсем скоро прибудет ещё один нужный нам автобус. Спустя 20 минут наш позитивный настрой плавился от изнуряющей духоты, а досада начала брать верх.

Что если мечеть сегодня закрыта? Видимо, не судьба нам туда попасть. Истекая потом и немного поспорив, было решено подождать ещё 20 минут, а если так и не приедет, то поехать кататься на бесплатном автобусе для туристов, который то и дело проезжал мимо нас. Минуя в общей сложности 38 минут, наш автобус все-таки прибыл! Радостно запрыгнув на свободные места, мы отправились в мечеть. На часах была половина 11-го.

Территория вокруг мечети оказалась большая и опрятная, царила тишина и покой. Деревянные лавочки, ухоженные кусты и пышные деревья выступали по обе стороны тропинок, вымощенных речной галькой и ведущих к главному входу. Вокруг мечети был искусственный пруд, в котором плавали золотые сомы. На входе нас встретил приветливый охранник, попросил разуться и пригласил пройти за ним. В правой части здания, почти у входа, где оставляешь обувь, есть гардеробная. В ней были одежды разных цветов. Мне выдали длинный розовый халат, а моему парню красный. Для входа в мечеть необходимо скромно выглядеть. Никакой пляжной одежды! Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, а голова закрыта платком. Мужчины также стараются максимально прикрыть своё тело.

Далее охранник указал нам на кабинет с табличкой «Центр для туристов». Мы отнеслись к этому скептически, немного насторожились, ведь об исламе мы только слышим зачастую негативные стереотипы. На входе нас встретил дружелюбный мужчина лет 50. Протянул руку и познакомил нас со старейшим учителем мечети. Это был дедушка, с костылём, имени не запомнила. Нас спросили, как себя чувствуем, как добрались, предложили воды и немного передохнуть. После уточнения уровня английского, учитель предложил нас сопроводить по мечети, провести экскурсию, сразу оговорившись, что все абсолютно бесплатно. Мы согласились.

Строительство Мечети Вилайят Персекутуан было завершено 30 августа 2000 года. Она расположена на площади 3,4 га, на территории бывшего суда и правительственных учреждений. Под ее голубым куполом может вместиться до 17 000 молящихся. Комплекс мечети включил в себя черты персидской, египетской, османской, малайской и марокканской архитектуры. Мечеть была покрыта несколькими куполами, где диаметр основного купола достигал около 30 метров с высотой 45 метров над полом главного молельного зала. Купол был украшен узорами растений: жасмина, иланга, папоротника, — и покрыт мозаикой.

Стены, двери, окна и каменные ворота — резные. В интерьере использованы и драгоценные камни, такие как яшма, малахит, лазурит, чёрный оникс, расписанные вязью.

Наша экскурсия началась со школы для детей и подростков, которая находится при мечети. После школы дети приходят сюда, и изучают религию. Далее мы прошли в зал для молитв, где нас попросили не фотографировать. Полы были устелены коврами. Здесь верующий поклоняется Богу во время молитвы, и это место не предполагает ничего, кроме чистого ритуального пространства. Также здесь нельзя есть и пить, проходить перед молящимся и беспокоить во время молитвы.

Учитель рассказывал нам про традиционную свадьбу мусульман, почему женщинам необходимо закрывать голову, про молитвы, и про то, что все религии похожи, но трактуются по-разному. Например, у христиан, в рассказе о сотворении мира и человека, про Адама и Еву, поступок с яблоком считается грехом, а у мусульман ошибкой, которые свойственны любому человеку. Самое главное для людей — это вера, которая объединяет всех нас.

Мы вышли из зала молитвы и очутились на открытом пространстве. В архитектурном ансамбле мечети есть высокая башня, которая является важным элементом и называется минарет. В этой башне установлены динамики, через которые транслируется голос муэдзина, призывающий верующих на молитву. Все мечети объединяет одно — точно установленное из любой точки земного шара направление на Каабу, которая находится в священной Мекке. Кааба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам в Мекке.

Учитель предложил нас сфотографировать и после удачных кадров попросил напоследок заглянуть в Центр для туристов, с которого началась наша экскурсия. Нам выдали по бутылочке холодной воды и протянули журнал, с предложением написать свои впечатления от посещения мечети.

Мы получили неимоверный заряд энергии и хорошего настроения на весь день! Данное место определённо советую к посещению. Мы остались в полном восторге!ъ

На заметку
Координаты: Мечеть, Masjid Wilayah Persekutuan, Куала-Лумпур.

Правда и ложь об Исламе

Правда. Ислам — самая быстрорастущая религия .
Самое распространённое имя в мире — Мухаммад.
Ложь. Джихад — значит вооружённая борьба против неверных, война.
Данное понимание этого термина — заблуждение. Изначально это борьба со своими
недостатками и слабостями.
Толкование. Моджахед — страшно представить сколько толкований придумали люди.
Любого участника Джихада, будь он солдат, мать, учитель, менеджер,
называют Моджахедом.
Миф. 90% мусульман — арабы. Это миф. Представители этого народа составляют менее
15% мусульман всего мира.

Маргарита Крайнова
Инстаграм: @kraynova_khv
 Фотографии автора