По­жа­луй, нет в на­шей стра­не бо­лее древ­ней еже­год­ной спор­тив­ной тра­ди­ции, как сле­ты Друж­бы ту­ри­стов на гра­ни­це Ев­ро­пы и Азии. За­ро­див­шись в фев­ра­ле 1952 го­да по ини­циа­ти­ве сверд­лов­ских ту­ри­стов и ту­ри­стов мо­с­ков­ско­го ин­сти­ту­та МВТУ им. Бау­ма­на, слет вот уже бо­лее шестидесяти пяти лет яв­ля­ет­ся са­мым по­пу­ляр­ным и ав­то­ри­тет­ным со­бы­ти­ем для ту­ри­стов-лыж­ни­ков.

читать журнальный вариант

Ис­то­рия сле­тов очень бо­га­та яр­ки­ми со­бы­тия­ми и лич­но­стя­ми, в ней на­шел от­ра­же­ние весь не­лег­кий путь раз­ви­тия спор­тив­но­го ту­риз­ма, со­рев­но­ва­ний по тех­ни­ке ту­риз­ма. Здесь во мно­гом оп­ре­де­ля­лись и со­вер­шен­ст­во­ва­лись пра­ви­ла ту­ри­ст­ских со­рев­но­ва­ний.

На пер­вых сле­тах в пя­ти­де­ся­тые го­ды ко­ман­да­ми бы­ли ту­ри­ст­ские груп­пы, со­вер­шаю­щие лыж­ные по­хо­ды по Ура­лу. Жи­ли в па­лат­ках в ле­су у стол­ба «Ев­ро­па-Азия» в со­ро­ка ки­ло­мет­рах от Сверд­лов­ска. Свое­об­раз­ной па­лоч­кой в ту­ри­ст­ской эс­та­фе­те был ви­дав­ший ви­ды, про­пах­ший ды­мом ко­ст­ров рюк­зак.

В кон­це шес­ти­де­ся­тых слет пе­ре­брал­ся из ле­са на тур­ба­зу «Хрустальную». В период становления спортивного ориентирования (до того, как оно вышло из рамок туризма в самостоятельный вид спорта) на слетах в спортивной части программы упор был на умение быстро ориентироваться на местности, что нашло отражение в характере дистанций и даже в символике слетов. С каждым годом все сложнее становились условия соревнований, все больше команд собиралось на слет (рекорд в 1972 году – 101 команда), все шире становилась география участников – от Камчатки до Риги.

Ос­нов­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми сле­та ста­ли спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ные ко­ман­ды ту­ри­стов-лыж­ни­ков, сбор­ные ко­ман­ды об­лас­тей и рес­пуб­лик стра­ны. Но на­ря­ду со сбор­ны­ми в сле­те уча­ст­во­ва­ли ко­ман­ды клу­бов и тур­сек­ций го­ро­да Сверд­лов­ска и об­лас­ти, ве­те­ра­нов ту­риз­ма, в свя­зи с чем, на­чи­ная с 1970 го­да, ре­зуль­та­ты ко­манд­ных со­рев­но­ва­ний оп­ре­де­ля­лись по двум груп­пам.

  Осо­бен­но ост­рые про­бле­мы у сле­та воз­ник­ли в пе­ри­од нача­ла де­вя­но­стых го­дов, в пе­ри­од пе­ре­строй­ки. Вплоть до су­ще­ст­во­ва­ния сле­та. Да­же ес­ли при­нять во вни­ма­ние, что слет ор­га­ни­зу­ет­ся на 90% за счет эн­ту­зи­аз­ма сверд­лов­ско­го ак­ти­ва ту­ри­стов, все рав­но ос­та­ют­ся не­ре­шен­ны­ми мно­гие про­бле­мы, и в пер­вую оче­редь фи­нан­си­ро­ва­ние. Кри­ти­че­ским в этом от­но­ше­нии был 42-й слет, в 1993 го­ду. Но и он со­сто­ял­ся. В па­лат­ках в ле­су под Со­ко­ли­ным кам­нем.

Но главным на всех слетах было общение.  Это присуще туризму, как ни­ка­ко­му дру­го­му ви­ду спор­та. Об­мен опы­том, впе­чат­ле­ния­ми о со­вер­шен­ных пу­те­ше­ст­ви­ях, рас­ска­за­ми о по­хо­дах, по­каз фо­то­гра­фий, слай­дов, филь­мов, стен­га­зет и стен­дов о по­хо­дах, са­мо­дель­но­го ту­ри­ст­ско­го сна­ря­же­ния. Это во мно­гом оп­ре­де­ля­ло и про­грам­мы сле­тов. Кро­ме спор­тив­ной час­ти, поч­ти все­гда про­во­ди­лись: ве­чер Друж­бы с кон­цер­та­ми и пес­ня­ми, тра­ди­ци­он­ный кос­тер на от­кры­тии сле­та, об­шир­ней­шая кон­курс­ная про­грам­ма. 

  От­дель­ным ви­дом кон­кур­сов был кон­курс знач­ков сле­та. По итогам этих конкурсов определялся проект для изготовления значков и всей атрибутики следующего слета.

Кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние знач­ков сле­тов Ев­ро­па-Азия дав­но уже ста­ло са­мо­стоя­тель­ной те­мой в фа­ле­ри­сти­ке (со­би­ра­ние знач­ков, ме­да­лей, же­то­нов, зна­ков от­ли­чия и т.п.). Знач­ки сле­тов яв­ля­ют­ся пре­крас­ной ил­лю­ст­ра­ци­ей к ис­то­рии сле­тов. Очень мно­гие ту­ри­сты бе­реж­но хра­нят эти ма­лень­кие су­ве­ни­ры как па­мять об уча­стии в сле­те. За мно­гие го­ды уже ско­пи­лась це­лая со­лид­ная кол­лек­ция.

Знач­ки сле­та на­ча­ли из­го­тав­ли­вать­ся, на­чи­ная с шестого слета, в 1957 го­ду. Пер­вые знач­ки бы­ли весь­ма при­ми­тив­ны­ми. Пред­став­ля­ли со­бой, ис­хо­дя из дос­туп­ной то­гда тех­но­ло­гии, ма­лень­кие фо­то­гра­фии ри­сун­ков, на­кле­ен­ные на кар­тон или на жесть с при­па­ян­ной бу­лав­кой, или встав­ля­лись в значок в ла­тун­ной оп­ра­ве (бы­ли то­гда та­кие знач­ки с фо­то­гра­фи­ей Ле­ни­на). По­том знач­ки гра­ви­ро­ва­лись кус­тар­ным спо­со­бом и штам­по­ва­лись эн­ту­зиа­ста­ми в сво­бод­ное от ра­бо­ты вре­мя.

С 1965 го­да впол­не дос­туп­ной ста­ла тех­но­ло­гия из­го­тов­ле­ния знач­ков фо­то­спо­со­бом на ме­тал­ле. Бла­го, обо­рон­ных пред­при­ятий в Сверд­лов­ске хва­та­ло. По этой тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ны знач­ки се­ми сле­тов. В се­ми­де­ся­тые го­ды мно­гие знач­ки за­ка­зы­ва­лись на со­лид­ные фаб­ри­ки и в пер­вую оче­редь на сверд­лов­скую фаб­ри­ку «Рус­ские са­мо­цве­ты». Час­то ук­ра­ша­лись плаш­ка­ми из ураль­ских кам­ней: яш­мы, ла­зу­ри­та, ро­до­ни­та. Есть в коллекции значков слета и несколько, весьма уважаемых фалеристами, значков, изготовленных на тяжелом металле с горячей эмалью.

В по­след­ние го­ды, ко­гда из­го­тов­ле­ние знач­ков штам­по­ван­ны­ми на ме­тал­ле с раз­но­цвет­ной эма­лью ста­ло до­ро­гим удо­воль­ст­ви­ем, знач­ки из­го­тав­ли­ва­лись ме­то­дом цвет­ной шел­ко­гра­фии на пла­ст­мас­со­вой ос­но­ве.

    Осо­бо сле­ду­ет от­ме­тить, что ав­то­ра­ми мно­гих знач­ков бы­ли лю­ди, внес­шие ог­ром­ный вклад в раз­ви­тие ту­риз­ма и сле­тов, из­вест­ные всей стра­не: Р.Б. Ру­бель, Е.П. Мас­лен­ни­ков, Г.А. Пти­цын и другие. Ав­то­ром знач­ков шес­ти сле­тов яв­ля­ет­ся В.Ф. Бо­го­мо­лов, ко­то­рый 36 лет воз­глав­ля­л об­ла­ст­ную фе­де­ра­цию спортивного ту­риз­ма.

Фалеристика на темы туризма давно получила признание в стране. Коллекционируются чаще всего значки по темам: официальные знаки, свидетельствующие о достижениях в спортивном туризме, туристские клубы, туристские слёты, соревнования, экспедиции и т.п., спортивное ориентирование, горный туризм и альпинизм, туристские базы, гостиницы и другие туристские организации, и прочие значки на темы туризма.

Большой вклад в развитие фалеристики в области внесли известные фалеристы: В.Л. Филатов, В.Г. Буньков, Е.И. Желдаков, Н. Алексейчук, Л.Н. Хайбуллин и другие. Одно время в Свердловском городском клубе туристов активно работала секция фалеристики, которая организовывала выставки значков, собрания фалеристов на слетах «Европа-Азия», собирала информацию для издания каталогов, обмен значками. В 1966 году при поддержке уральских туристов в Средне-Уральском книжном издательстве вышла книга М. Азарха «Туристские значки рассказывают».

  Первая попытка выпуска каталога знаков «Европа-Азия» была сделана в 1976 году. Каталог был самиздатовский, небольшим тиражом с фотографией рисунков значков. Частично значки «Европы-Азии» нашли отражение (хоть и с большими ошибками) в выпущенном Центральным советом по туризму и экскурсиям СССР в 1987 г. каталоге «Туристские значки» в ех частях, составленном патриархом туристской фалеристики  М.А. Азархом.

     В настоящий каталог включены в основном все официальные значки слетов «Европа-Азия» за 65 лет. В первом разделе – значки слета, во втором разделе – значки фалеристов. В связи с неопределенностью и недостаточностью информации в каталог не включены значки команд – участниц слета, сувенирные значки и прочие.

читать журнальный вариант

Автор: Лепихин Анатолий Иванович

Лепихин Анатолий ИвановичРодился в 1946 г. Выпускник инженерно-экономического факультета УПИ 1968 г. Профессиональная деятельность — преподаватель УПИ, главный бухгалтер института УНИПРОМЕДЬ, треста ОРГРЭС, в настоящее время аудитор. Туризм — участник, руководитель ряда походов от Урала до Восточных Саян. Главный редактор газеты городского туристского клуба г. Екатеринбурга «Уральский меридиан».