версия в журнале

Есть в Первоуральском районе мост, который с лёгкой руки краеведа Трусова назвали Царским. И не без основания. По этому мосту в прошлом проезжали многие знаменитости и царственные особы.

В 1829-м – А. Гумбольдт, в 1899-м – Д.И. Менделеев.

Горечавка лёгочная в пойме Расковалихи.

Проезжал по нему в 1837-м году великий князь Александр Николаевич (в будущем – Александр II), в 1845-м – герцог Лейхтенбергский, который был женат на дочери Николая I, а потому носил титул императорского высочества. Кстати, это по его указанию был поставлен памятный знак на границе Европа – Азия. Да мало ли великих и знаменитых людей проезжало по этому мосту, который был построен где-то в 18-м веке неизвестно кем.

А перекинут он через речку Большая Расковалиха, что впадает в реку Черемшу, которая в свою очередь вливается в Чусовую. Длина Большой Расковалихи шесть километров.

Почему речка так называется, определённо теперь уже не скажет никто, но есть несколько гипотез. По одной из них, в здешней кузнице расковывали каторжан, которых гнали по Московскому тракту в Сибирь на каторгу. Им всё равно было уже не убежать обратно в Центральную Россию: путь надёжно охраняли дремучие леса, лихие люди и дикие звери.

Дорога от Москвы до Екатеринбурга и по сей день зовётся Московским трактом, хотя и проходит нынче на этом участке несколько в стороне. А от Екатеринбурга дальше на восток – Сибирским трактом.

Место это низинное, а посему топкое, в непогоду труднопроходимое даже для лошадей. Мост построили добротный, арочный с усиленными металлическими шинами. Нынче по нему ездят мало, в основном трактора, чтобы не разрушать новый, построенный рядом в конце XX века. Нагрузка от них, понятно, не малая.

Старый мост.

Прослужив более двухсот лет, мост стал разрушаться, способствуют этому процессу и паводковые воды. Если его сейчас не подправить, он скоро развалится, а ведь этот «бывалый» мост – страничка нашей истории и  мог бы быть объектом экскурсий по реки Чусовой. Но нет у нас в городе службы, которая наблюдала бы за подобными объектами и занималась  поддержанием их в соответствующем состоянии. Боюсь, что найдутся «деловые» люди и разберут плитняк, из которого построен мост, для нужд собственных хозяйств. Такие слухи уже ходят. Было бы разумно  возвести этот мост в ранг исторического памятника, установить рядом мемориальную доску,  произвести ремонт, пока на восстановление не требуется больших затрат.

версия в журнале

Автор — Кудрявцев Святослав

Кудрявцев Святослав

Родился на Урале в 1937-м. Окончил в Свердловске Сельскохозяйственный институт. Работал главным инженером совхоза, директором подсобных хозяйств, начальником цеха, преподавал. Увлекается рыбалкой, охотой, беговыми и горными лыжами, коньками, закаливанием. Инструктор в городской секции зимнего плавания. Живет в Первоуральске.